Группа ученых, представляющих Гарвардский университет и ряд других нучных организаций, сопоставили множество музыкальных произведений, составленных в рамках 86 различных культур. Специалисты поделили композиции на четыре категории в зависимости от того, какой смысл они должны были нести для слушателей. В одну группу вошли музыкальные композиции, в другую — произведения, посвященные любви, в третью — музыка, которой приписывалась целительная сила, и в четвертую — колыбельные. Также специалисты сопоставили свыше пяти тысяч теоретических работ, посвященных народному музыкальному творчеству, включая две с лишним тысячи переведенных текстов песен с аннотациями.
Несмотря на то, что музыка разных культур по некоторым «формальным» признакам могла отличаться вполне значительно — даже понятие «октава» лежит в ее основе далеко не всегда — ученые пришли к выводу, что назначение музыкальной композиции накладывало на него одни и те же особенности вне зависимости от того, где она была создана. Например, колыбельные неизменно были в среднем менее «эмоциональны», чем прочие. По ключевым признакам, которые прослеживаются в той или иной музыке с точки зрения антропологии и психологии, произведения одной культуры могли различаться между собой заметнее, чем «усредненный» результат для различных культур.
Специалисты также обращают внимание на то, что всего они изучили уклад 315 различных культур, и у каждой из них существовали слова, означающие «музыку» и «пение». Вероятно, это означает, что вне зависимости от прочих установок той или иной цивилизации музыка практически наверняка играет для нее значимую роль.
Читайте материал «Древнейшую скульптуру пещерного льва нашли на Алтае»