Половина премии достанется канадско-американскому физику Джеймсу Пиблзу – за теоретические открытия в физической космологии. Другую половину разделят швейарский астрофизик Мишель Майор и швейцарский астроном Дидье Кело «за открытие экзопланеты, вращающейся вокруг звезды солнечного типа». Речь идет об экзопланете 51 Пегаса b. Сделанное двумя швейцарскими учеными открытие обозначило начало революции в астрономии. Проблема обнаружения экзопланет долгое время казалась неразрешённой, поскольку такие планеты чрезвычайно малы и тусклы по сравнению со звёздами, а сами звёзды находятся далеко от Солнца. Сейчас же достоверно подтверждено существование 4115 экзопланет в 3061 планетных системах.
Что касается Пиблза, то значение его работ хорошо описывает формулировка, прозвучавшая при присуждении ему международной премии Шао: «Он заложил основы почти для всех современных исследований в космологии, как теоретических, так и эмпирических, превратив высоко спекулятивное поле в точную науку».
Имена ставших в этом году лауреатами физиков звучали в прогнозах перед оглашением, сделанным Королевской академией. В преддверии оглашения имен новых «нобелевцев» издание Inside Science – в числе многих других – выступило с предположениями на тему того, кто и за что достоин получить премию по физике в этом году. По мнению издания, награды достойны ученые, занимающиеся проблемами обнаружения экзопланет и наблюдением за черными дырами. До того, как польский астроном Александр Вольщан и канадец Дейл Фрейл обнаружили первые экзопланеты в 1992 году, люди знали только восемь планет (девять, если учитывать Плутон), с тех пор астрономы обнаружили более 4000 экзопланет, что подтвердило интуитивное чувство, что существует много планет и звездных систем, что мы не одиноки. В 1995 году Мишель Майор вместе с Дидье Кело обнаружили первую экзопланету, вращающуюся вокруг солнечной звезды всего в 50 световых годах от Земли. Открытие было столь же новаторским, поскольку в нем использовался новый метод поиска экзопланет в звездных системах, похожих на нашу. Таким образом, прогноз издания в значительной мере оказался точным.
Также, по мнению Inside Science, награды заслуживают работы, позволившие открыть два новых класса сверхпроводников. В 1986 году Йоханнес Георг Беднорц и Александр Мюллер открыли класс материалов, содержащих оксиды меди, которые могут сохранять свою сверхпроводимость при температурах, превышающих допустимые теорией 1957 года. (Через год, в 1987-м, двое этих ученых получили Нобелевскую премию). Новый прорыв был совершен в 2008 году, когда команда исследователей из Японии во главе с Хидео Хосоно открыла новый класс железосодержащих материалов, которые демонстрируют сверхпроводимость при нетрадиционно высоких температурах. Затем в 2014 году группа из Германии во главе с Михаилом Еремецом (выходцем из СССР) обнаружила еще одно семейство сверхпроводящих материалов, на этот раз содержащих водород. Существование этих материалов было предсказано в 1960-х годах Нилом Эшкрофтом и нобелевским лауреатом 2003 года Виталием Гинзбургом. Открытие этих новых материалов открыло перед учеными новые возможности для лучшего понимания и работы с загадочным явлением, которое уже принесло нам много современных изобретений, таких как аппараты МРТ и ускорители частиц, и может найти будущее применение в термоядерных реакторах или энергосистемах без потерь.
Заслуживают внимания Нобелевского комитета, по мнению Inside Science, и работы в области квантовой физики: «В 2018 году ученые осуществили первый видеозвонок с квантовым шифрованием между Китаем и Австрией через спутник квантовой связи. Вскоре после этого США подписали закон «О Национальной квантовой инициативе», целью которого является инвестирование в исследования и обучение в области квантовой информатики из-за его огромного потенциала для коммерческих приложений и приложений национальной безопасности. Банки рассматривают возможность использования этой технологии для защиты своей информации, а технологические гиганты, такие как Google и IBM, разрабатывают квантовые компьютеры, которые могут выполнять определенные вычисления за считанные минуты, а не годы, используя классические суперкомпьютеры. Ничего из этого не было бы возможным без теоретической и экспериментальной базы, заложенной пионерами в этой области. В 1964 году физик Джон Стюарт Белл заложил теоретическую основу для решения парадокса в квантовой физике... Известная как теорема Белла, она впоследствии станет одним из наиболее важных понятий в области квантовой информатики. В последующие десятилетия ученые проводили все более сложные эксперименты, которые проверяли теорему Белла. Три физика, Ален Аспект, Джон Клаузер и Антон Цейлингер, были отмечены Призом Вольфа в 2010 году «за их фундаментальный концептуальный и экспериментальный вклад в основы квантовой физики, в частности во все более изощренную серию тестов неравенств Белла».
Именно Нобелевскую премию по физике получили в снятом в 2019 году последнем сезоне персонажи культового американского ситкома «Теория Большого взрыва» Шелдон Ли Купер и его жена Эми Фара Фаулер за свою «теорию суперасимметрии». Между прочим, фамилия Шелдона совпадает с фамилией известного лауреата Нобелевской премии по физике 1972 года Леона Нила Купера, а имя – с именем лауреата Нобелевской премии по физике за 1979 год Шелдона Ли Глэшоу. (Кстати, лауреат нынешнего года, Джеймс Пиблз внес большой вклад в развитие модели Большого взрыва).
В реальности же всего с 1901 по 2018 год Нобелевская премия по физике присуждалась 112 раз, причем только в 47 случаях награда доставалась единственному лауреату, в других же случаях ее делили между несколькими учеными. Таким образом за все это время премию получили 209 человека – среди них американский ученый Джон Бардин, который стал единственным в истории нобелевским лауреатом по физике дважды (сначала он получил премию совместно с Уильямом Брэдфордом Шокли и Уолтером Браттейном в 1956 году, а затем в 1972 г. Бардин стал лауреатом вместе с Леоном Нилом Купером и Джоном Робертом Шриффером – за основополагающую теорию обычных сверхпроводников).
Лауреатами премии по физике до последнего времени были лишь три женщины. Не считая награжденной в прошлом году Донны Стрикленд из Канады, физического «Нобеля» удостоились Мари Кюри (она, кстати, получила не только премию по физике в 1903 году, но также и Нобелевскую награду по химии в 1911 г.) и Мария Гёпперт-Майер, награжденная совместно с Хансом Йенсеном в 1963 г. «за открытия касающиеся оболочечной структуры ядра».
Средний возраст лауреатов Нобелевской премии по физике составляет 55 лет. При этом самым юным лауреатом в этой номинации уже более века остается 25-летний Лоуренс Брэгг из Австралии, получивший премию в 1915 году вместе со своим отцом Уильямом Генри Брэггом за заслуги в исследовании кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Самым же пожилым из нобелевцев-физиков – в прошлом году стал 96-летний Артур Ашкин. Вместе с ним премию-2018 разделили также француз Жерар Муру и канадка Донна Стрикленд – за «поворотные изобретения в сфере лазерной физики».
В прошлом несколько физиков из Советского Союза и России получили Нобелевскую премию по физике. В 1958 г. награду получили трое советских ученых – Павел Черенков, Илья Франк и Игорь Тамм, в 1962 г. – Лев Ландау, а в 1964-м – Николай Басов и Александр Прохоров. В 1978 г. Нобелевскую премию по физике присудили Петру Капице. В 2000 г. нобелевским лауреатом стал российский ученый Жорес Алферов (он ушел из жизни 1 марта 2019 года). В 2003 г. премия по физике досталась Алексею Абрикосову и Виталию Гинзбургу. И в 2010 г. награду получили работающие на Западе выходцы из нашей страны Андрей Гейм и Константин Новосёлов.
Читайте также: Нобелевскую премию по медицине дали за открытия клеточных чувств