На Луне можно будет жить долго: уникальный проект российских разработчиков

Ученые предлагают смоделировать на естественном спутнике искусственную гравитацию

Первый российский проект лунной базы с искусственно созданной гравитацией предложил инженер Александр Майборода из Ростова-на-Дону. Его статья была опубликована недавно в журнале «Воздушно-космическая сфера».

Ученые предлагают смоделировать на естественном спутнике искусственную гравитацию
Фото: Предоставлено А. Майбородой

«Вероятнее всего, люди, которые проведут на Луне несколько лет, смогут адаптироваться, но на Землю они никогда не вернутся: их кости станут слишком слабы. Это билет в один конец», — сказал как-то в интервью журналистам академик РАН Лев Зеленый.

Исходя из этого проблема долговременного пребывания на нашем естественном спутнике должна предполагать хотя бы периодическую профилактическую релаксацию экипажей в специальных станциях-центрифугах, моделирующих земное притяжение. Проект такой станции и разработал Майборода.

— Новизна вашего проекта заключается именно в создании искусственной гравитации?

— По сути, да. Все предложенные ранее модели лунных баз, включая нашу советскую базу «Звезда» разработки академика Владимира Бармина, не предполагали этого. Согласно имеющимся моделям пребывания человека на таких базах, он сможет находиться на Луне до шести месяцев. Больше организм может не выдержать. Если от солнечного и галактического излучения его могут там спасти постройки из 5-метрового слоя грунта-реголита, то длительное время без земного притяжения может обернуться серьезными проблемами. То есть человеку придется периодически возвращаться на Землю.

А вы представляете, сколько будет стоить полет на Луну и обратно? Это примерно в 30–50 раз дороже стоимости полета космического пилотируемого корабля на МКС. Это очень дорого. Поэтому я пришел к выводу, что надо найти способ, при котором исследователи могли бы жить на нашем спутнике годами.

Для этого надо создать для них некий санаторий с земными условиями, где они периодически оказывались бы в условиях земной гравитации для восстановления здоровья, для релаксации.

— Расскажите об этом «санатории» подробнее.

— Конструкция достаточно простая. Вы представляете себе надувной круг для плавания? Эта форма называется тор. Так вот мы расчищаем на Луне место для подобного тора, правда, диаметром в полкилометра, из тончайшей листовой стали или титанового сплава. Внутрь запускаем 8-метровые жилые вагончики-капсулы (их можно было бы скопировать из советского проекта «Звезда»), а сверху делаем насыпь из реголита для защиты от радиации и метеоритов. Кстати, грунтометы для создания такой насыпи также можно позаимствовать из проекта академика Бармина.

— С какой скоростью должен двигаться состав, чтобы создавать земное притяжение?

— Приблизительно со скоростью 168 км/час. Люди входят через специальный шлюз в жилые модули в трубе тора, размещаются с комфортом, после чего модули начинают разгоняться до необходимой скорости.

— Люди будут ощущать ее?

— Нет, при таком большом диаметре кольца движения они замечать не будут, только силу тяжести. Движение они могли бы ощутить по визуальному мельканию пейзажа за окном, но окон в лунной тороидальной системе не предполагается.

— Какова будет масса этой трубы? Ведь ее предстоит еще доставить на Луну.

— Мы предполагаем, что в варианте с толщиной стенок с бритвенное лезвие она будет весить от 9 до 15 тонн. Но если использовать пластик или современные композитные материалы, можно снизить вес до 2 тонн. Наш вариант лунной базы получился одним из самых дешевых в исполнении. Самый главный его плюс в том, что это сэкономит десятки миллиардов за счет отсутствия необходимости часто перевозить с Земли на Луну и обратно исследователей.

— Сколько люди могут находиться в центрифуге?

— Люди могут постоянно там находиться, управляя роботами-луноходами по телеметрии. Допустим также 6–8-часовой режим работы на поверхности Луны с последующим переходом в центрифугу для отдыха, принятия пищи и ночевки. Если люди смогут проводить по 16–20 часов в сутки в нормальных условиях, они смогут жить там годами и даже рождать и растить детей.

— Можно ли в кольце создать магнитное поле, схожее с земным?

— Думаю, что этот вопрос можно решить за счет электрической обмотки вагонов.

— Энергии для обеспечения их долгосрочной работы хватит?

— Если станция будет строиться на экваторе, то, безусловно, понадобится атомная мини-электростанция. А вот в районе лунного полюса, где ночь длится всего лишь две недели в году, вопрос можно будет решить при помощи солнечной энергии.

— Будут ли желающие?

— Есть много желающих отправиться в далекий космос, даже без возможности возвращения на Землю. Это доказал проект MarsOne, который предполагал полет на Марс в один конец. Желающих поучаствовать в нем набралось около 200 тысяч человек. Так что для нашего, более щадящего проекта на срок 3-10 и более лет претендентов можно будет набрать не меньше.

— Каким вы видите дальнейшее его продвижение?

— Поскольку проект получился очень экономным, им могут заинтересоваться многие космические агентства и частные компании. Вы, наверное, слышали, что американский президент поставил своим ученым задачу разработать план создания лунной базы значительно более дешевый, чем нынешний. Требуется база в пределах 3-5 млрд долларов.Наш проект как раз относится к таким.

МЕЖДУ ТЕМ

Роскосмос в четверг опубликовал рассекреченные документы по первым экспедициям на Луну. Благодаря им можно восстановить обстоятельства, логику и дух первой советской лунной программы, говорится в сообщении.

Среди представленных документов докладная записка советского конструктора Михаила Тихонравова от 26 мая 1954 года «Об искусственном спутнике Земли», в которой излагаются общие требования для достижения нашего спутника. В справках о траекториях полета к Луне и летных характеристиках перспективной лунной ракеты рассмотрено несколько трасс для достижения и облета ночного светила. Интерес представляет также постановление о создании объекта «Е». Объектами «Е», как выясняется, назывались аппараты, «обеспечивающие получение второй космической скорости и попадание в Луну, а также облет вокруг Луны».

Напомним, что Автоматическая межпланетная станция «Луна-1» была запущена в январе 1959 года. Она стала первым космическим аппаратом, которому удалось достигнуть второй космической скорости. «Луна-1» преодолела притяжение Земли и стала искусственным спутником Солнца. В сентябре того же года был выведен аппарат «Луна-2», который впервые достиг поверхности естественного спутника Земли и доставил туда вымпел СССР.

Схема тороидальной центрифуги с пневматической путевой структурой.

1 — жилой модуль (диаметр 3,2 м)

2 — путевая структура в виде газонаполненной тонкостенной трубы (диаметр 4,5 м)

3 — антирадиационный экран в виде насыпи реголита (длина 1407 м)

4 — колесо модуля

5 — часть пневмоконструкции, выполняющей функцию опорной поверхности для колеса модуля

6 — роверы (луноходы) для выполнения работ по выравниванию ложа путевой структуры и засыпке реголитом тороидальной центрифуги прицепным грунтометом

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28074 от 13 сентября 2019

Заголовок в газете: Как вернуться живым с Луны?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру