Вроде бы ничего необычного — мужчины и женщины давно выступают донорами спермы и ооцитов. Но Асина история буквально потрясла общественность. В соцсетях чего только не пишут в ее адрес: и «бездушная», и «продажная», и вообще «кому нужна ее яйцеклетка!». Людей смутил вызов сакральности, пиар на том, что обычно держится в секрете. Это вызов обществу, без сомнения. Но для чего? Чтобы узнать это, мы побеседовали с самим донором.
— Ася, расскажите немного о себе.
— Поскольку мне уже почти 33, а детей я пока не хочу, я решила заморозить яйцеклетки и эмбрионы. Технология сохранения клеток в течение 15 лет дает мне возможность временно не думать о рождении детей. Так получилось, что моя идея совпала с предложением придумать очередной забавный лот, который помог бы фонду заработать деньги на популяризацию науки. В ходе обсуждения лотов был задан вопрос, нет ли желающих выставить свою сперму. Я сказала, что спермы у меня нет, а вот яйцеклетки я действительно собиралась замораживать.
— А кто же выкупил яйцеклетку?
— Ни имени, ни других подробностей о покупателе я не имею права открывать. Это женщина, которая готовится в будущем году стать мамой при помощи ЭКО. У нее все нормально со здоровьем, но из-за возраста она хотела бы подстраховаться моей яйцеклеткой. Реципиент (так называют людей, пользующихся чужим биоматериалом, биологи. — Н.В.) могла бы выбрать анонимного донора, но она предпочла знать, от кого берет материал, и такой вариант ей предложили. Я думаю, это хорошая история, когда человек, познакомившись со мной заранее, решится использовать мои яйцеклетки.
— Но вы же передадите свои гены, а значит, свою внешность, свой характер... У вас не екнет сердце, когда вы увидите малыша?
— Увижу я этого ребенка или нет — будет зависеть от решения его матери. Насколько я знаю, большинство людей, которые получили детей с помощью современных репродуктивных технологий, предпочитают не посвящать их в детали, по крайней мере до совершеннолетия.
— Какова процедура передачи ооцитов? У вас уже произвели их забор?
— Это произойдет не раньше осени следующего года. Сейчас мне некогда, я уезжаю учиться. За два месяца до забора яйцеклеток в 2020 году я должна буду явиться в клинику для прохождения всех необходимых анализов, включая генетический, курса гормональных уколов для образования большего количества яйцеклеток. В названии лота звучит «одна яйцеклетка», но на самом деле их может быть 10 или 12. Половину их я заморожу для своего будущего, а вторую половину отдам реципиенту. До сдачи клеток мы поближе познакомимся с покупательницей, пообщаемся. Нам понадобится время для синхронизации наших циклов — чтобы клетки попали к ней свежими, без заморозки, если она захочет использовать их сразу. Хочу отметить, что сама процедура забора клеток стоит не меньше 200 тысяч рублей, и эту сумму я должна буду заплатить из своего кармана, если клиника не сочтет возможным сделать ее бесплатно. А те деньги, которые перевела покупательница, пойдут исключительно на поддержку талантливых ученых.
— Ася, а если реципиент передумает использовать клетки по назначению и просто выбросит их?
— Я отнесусь к этому совершенно спокойно. Она их купила, она вправе делать с ними что захочет.
— То есть этические вопросы вас не слишком волнуют?
— Я научный журналист и вижу смысл своей работы в десакрализации.
— То есть вы согласились бы продать собственные яйцеклетки кому угодно, даже незнакомому человеку?
— Абсолютно. Считаю, что данная технология донорства уравнивает в правах мужчин и женщин. Ведь мужчины, делящиеся своими сперматозоидами с женщинами, тоже не всегда хорошо представляют себе, к кому они попадут.
— И еще один вопрос: как ваши родители отнеслись к вашему лоту?
— Родители отнеслись нормально, партнер тоже. Они не первый год со мной знакомы.