Что ждет робота Федора при неудачной стыковке: мрачный прогноз специалистов

«Лучше будет его затопить во избежание возможного неконтролируемого падения в незапланированном районе»

Международная космическая станция пока не принимает на борт робота Федора... Во время причаливания 24 августа у корабля «Союз МС-14», на котором прибыл на МКС скайбот, отказала система автоматической стыковки. Эх, если бы Федор мог, как космонавт, взять на себя ручное управление! Но, увы, он способен только перекусывать электрический шнур плоскогубцами и протирать стекла иллюминаторов... А подстраховаться и поставить на корабль с грузом вспомогательную страховочную систему ТОРУ — телеоперационный режим управления — почему-то забыли. Эта глупость, как считают многие в отрасли, может дорого обойтись, если повторная попытка состыковать «Союз МС-14» в авторежиме снова окажется неудачной. Что могло помешать стыковке и чем в итоге может закончиться вояж робота Федора на МКС, выясняла корреспондент «МК».

«Лучше будет его затопить во избежание возможного неконтролируемого падения в незапланированном районе»

Запуск корабля «Союз МС-14» в беспилотном режиме состоялся 22 августа. Много раз летавший тип корабля вывела в космос много раз летавшая ракета-носитель «Союз-2.1а». Новизна здесь — лишь в их сцепке, прежде ракета-носитель данного типа занималась выводом на орбиту только грузовых кораблей «Прогресс». Первая доставка при помощи нее пилотируемого корабля потребовала осторожности — нужно было протестировать систему обеспечения безопасности космонавтов. А потому вместо них усадили 106-килограммового робота Федю и еще 570 килограммов полезного груза, включающего научное и медицинское оборудование, комплектующие для системы жизнеобеспечения, контейнеры с продуктами питания, медикаменты и средства личной гигиены.

И вот когда все это долетело до МКС к 24 августа, стыковке «Союз МС-14» с российским модулем «Поиск» помешал сбой системы автоматической стыковки «Курс-НА». Как сообщил журналистам в ЦУПе руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев, когда между станцией и кораблем оставалось около ста метров, на корабле были зарегистрированы странные колебания, ранее никогда не встречавшиеся. Стыковка была невозможна. Потому в ЦУПе решили временно перенести этот процесс на 27 августа, а до принятия правильного решения отвести корабль от станции на безопасное расстояние — 279 метров.

Итак, сейчас «командир» «Союза МС-14» — робот Федор, он же Skybot F-850, пребывает в автономном полете.

На Земле же тем временем анализируют ситуацию. Первый вопрос — почему беспилотный корабль не обеспечили системой ТОРУ для подстраховки, воспринимается опрошенными нами специалистами как риторический. Никто не может этого понять — просто разводят руками. Если бы была ТОРУ, то сразу, как только стало понятно, что автоматика отказала, космонавт с МКС взял бы ручное управление прилетевшим кораблем на себя в виртуальном режиме. Такой чудо-системой снабжены все грузовики «Прогресс». Почему ею пренебрегли сейчас, непонятно. Видимо, кто-то настолько заигрался в пиар робота Федора, настолько его «очеловечил», что забыл, что это всего лишь железяка, а не космонавт, способный состыковаться в ручном режиме. Да, у него есть «мозги», но они пока способны воспринимать простейшие команды оператора, до управления кораблем ему далеко.

По версии специалистов, стыковке могло помешать отказавшее оборудование системы сближения и модернизированной системы управления движением, которой был оснащен «Союз МС-14». «Автоматика корабля могла не понять радиолокационную картинку, передаваемую с одного из узлов станции, — предположил руководитель Института научной политики Иван Моисеев. — Не исключено, что проблема возникла по причине выхода из строя усилителей на этом узле станции».

Что же планируется делать теперь? В ЦУПе разработали план, согласно которому «Союз МС-14» будет стыковаться с другим узлом — на модуле «Звезда». Есть надежда, что его аппаратуру для автоматического причаливания корабль «поймет». Но проблема в том, что «Звезду» надо еще освободить от пристыкованного к ней «Союза МС-13». Стало быть, космонавты во главе с командиром этого корабля Александром Скворцовым должны будут надеть летные скафандры, перейти всем экипажем из трех человек в «Союз МС-13» и перелететь к модулю «Поиск» для последующей с ним стыковки. Зачем им надо быть «при всем параде»? Да на всякий случай, а именно на случай неудачной стыковки. Ведь корабль — это единственная возможность экипажа Скворцова для возвращения на Землю, и если стыковка, не дай бог, сорвется, то им всем останется только один путь — домой. Роботу Федору тогда тоже не будет смысла оставаться в космосе, и его корабль также будет возвращен на Землю или, в крайнем случае, уничтожен в плотных слоях атмосферы.

По словам Моисеева, если выяснится, что причина сбоя именно в системе управления движением, то посадить корабль в автоматическом режиме вряд ли удастся. «Лучше будет его затопить во избежание возможного неконтролируемого падения в незапланированном районе».

Несмотря ни на что, хотелось бы пожелать Федору успешной повторной стыковки. Помимо всех остальных аргументов она должна произойти накануне открытия Международного авиакосмического салона в Жуковском, намеченного на 27 августа. Не хотелось бы, чтобы в день открытия МАКСа его участники обсуждали неудачную миссию первого российского робота в космосе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28058 от 26 августа 2019

Заголовок в газете: Послать — послали, а подстраховать забыли

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру