Раскрыта вековая тайна гималайского Озера Скелетов

Специалисты проанализировали ДНК останков

Группа ученых из Индии, США и ряда европейских стран выяснила, кем были люди, останки которых были ранее найдены на берегу озера Рупкунд в Гималаях. Слухи об этих костях в прошлом были столь популярны, что водоем прозвали Озером Скелетов.

Специалисты проанализировали ДНК останков

Небольшое ледниковое озеро Роопкунд расположено на территории индийского штата Уттаракханд на высоте около пяти тысяч метров над уровнем моря, и с 1982 года входит в состав национального парка Нанда-Деви. С конца XIX века ходили слухи о множестве человеческих скелетов, которые можно найти рядом с этим озером, однако ученые впервые добрались до Рупкунда и официально подтвердили эту информацию лишь в 1942 году. Как оказалось, количество скелетов достигало полутысячи.

В 1960-х годах эксперты с помощью радиоуглеродного анализа выяснили, что возраст останков составляет от пяти до восьми веков, а в XIX веке ученые предприняли ряд попыток выяснить, кем именно были люди, чьи кости сохранились на берегу. В ходе новой научной работы эксперты проанализировали митохондриальную ДНК, выделенную из останков 72 человек. Как выяснилось, останки принадлежали представителям, по меньшей мере, трех различных групп, оказавшихся на берегу в разное время. Предполагается, что одна из групп путешественников погибла вблизи озера в 1800 году нашей эры, а другая — по меньшей мере, тысячелетием ранее. При этом специалисты не уверены, действительно ли речь идет всего о двух эпизодах, или же их было значительно больше.

Как отмечается, с генетической точки зрения некоторые скелеты принадлежали к индийцам, другие были близки к современным жителям восточного Средиземноморья, а один человек был представителем этнической группы, родственной жителям Юго-Восточной Азии

Как отмечают ученые, новые данные не позволяют ответить на вопрос, что стало причиной гибели людей в Гималаях, однако дает возможность утверждать, что речь идет не о единичной крупной катастрофе, а о нескольких, вероятнее всего, независимых друг от друга эпизодах.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.

Читайте материал «Древнейшая восточноевропейская керамика обнаружена на берегу Дона»