Имплантат был создан на базе «МИСиС» совместно учеными из НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. Его сердцевина выполнена из пористорого сверхвысокомолекулярного полиэтилена, а каркас напечатан на 3D-принтере из титанового сплава. Подобная структура – полная копия структуры настоящей кости, где полиэтилен соответствует пористой внутренней, трабекулярной части, а титановый сплав – твердой внешней, кортикальной части кости.
В апреле данную конструкцию вживили в ветклинике домашнему коту Лапуне, потерявшему 6-сантиметровый участок кости на передней лапе из-за остеосаркомы.
Специально под Лапуню была разработана клеточно-инженерная конструкция: имплантат заселили клетками, выделенными из костного мозга самого пациента, для ускорения вживления.
Уникальность разработки состоит в том, что имплантат по своим характеристикам практически полностью соответствуют обычной кости. Раньше ученые использовали клетки костного мозга пациента для заселения титановых имплантатов. Однако в таком гибридном виде, чтобы присутствовало сразу три типа материалов: полиэтилен, пористый полиэтилен и титан, биосовместимый имплантат создавали впервые.
– Прежде всего, это означает, что он не будет принимать на себя излишнюю нагрузку, а значит, кость на месте его присоединения не будет слишком хрупкой, как это часто бывает с металлическими имплантатами, – поясняет преимущество нового материала директор ООО «Биомиметикс», научный сотрудник Центра композиционных материалов НИТУ «МИСиС», кандидат физико-математических наук Федор Сенатов. – Кроме того, полимерную поверхность имплантата удобно заселять собственными клетками пациента, что существенно ускоряет приживаемость. Это особенно важно с учетом того, что домашним животным, в отличие от людей, не объяснишь, что на время восстановления конечность нужно беречь.
Согласно послеоперационным наблюдениям на июль 2019 года, имплантат прижился, динамика выздоровления положительная, кот передвигается самостоятельно. Таким образом, вживление такого гибридного клеточно-инженерного имплантата становится хорошей альтернативой традиционному радикальному лечению – ампутации, а также куда более сложным в приживаемости металлическим имплантатам.