Надо же было американцам предъявить претензии именно после этого выхода, когда Олег Кононенко и Алексей Овчинин чествовали нашего прославленного ветерана космоса, первопроходца открытого космоса Алексея Леонова (30 мая тот праздновал 85-летний юбилей).
Не могли уже промолчать и обойтись без мелочных претензий. Но нет, дождались, когда космонавты прикрепят фотографию дважды Героя к борту МКС, выполнят основные задачи, на которые ушло больше 6 часов, а после позвонили и испортили праздничное настроение: «Алло! А с какой стати вы поставили логотип Роскосмоса на нашу техническую съемку?» Работники ЦУПа лишь виновато вздохнули. Да, наша сторона не имела на это права. Обидно, ведь передача оказалась одной из самых успешных за последние годы, собрала почти два миллиона просмотров.
Впрочем, руководство этого не оценило. Вскоре последовал окрик от ничего не подозревавшего помощника Дмитрия Рогозина в ЦУП: «Что у вас за качество во время трансляции?! Не могли получше видео поставить?!» Вот тут уже организаторам передачи было что ответить: мол, все претензии к качеству предъявляйте не нам, а нашим «партнерам» из-за океана, это они наснимали невесть что. Чиновник удивился. Оказывается, его никто не предупредил о том, что у России нет полных прав на использование трансляций из открытого космоса. Более того, нет даже своих нормальных стационарных камер для съемки выходов космонавтов.
Хотя если обратиться к истории вопроса, то вообще можно не замечать эти претензии американцев. Дело в том, что еще с 90-х наша и американская стороны договорились скидывать все видео из космоса (снимаются ли они стационарными камерами или ручными) на единый сервер в Хьюстоне. Это большое и удобное хранилище данных. Условились, что и Роскосмос, и NASA могут пользоваться данными на равных, а вот по поводу логотипов не договорились.
Вот что рассказал «МК» один из опытных работников космической отрасли: «Были случаи, когда американцы ставили свой логотип на нашу съемку. Мы им говорили: «Вы поступаете не по правилам, если будете так поступать, то мы не будем вам присылать свое видео». На что они говорили, что мы не имеем права, потому что решение о переправке видео в Штаты было принято на самом верху, при участии первого президента Бориса Ельцина. В итоге позже мы тоже начали использовать их видео и выставлять на него свой логотип. Это наша старая война» (смеется).
Большие проблемы космических корпораций затмевают такие мелкие вопросы, как права на видеосъемку. Но почему бы такой большой и великой державе, как Россия, не заиметь наконец на внешней стороне МКС свои качественные стационарные камеры для съемки выходов космонавтов и не наладить с них свою трансляцию?