«Роскошь человеческого общения» – довольно расхожая фраза. Однако мы уже действительно вошли в эру, когда человеческий контакт стал дефицитом, отчего и его «цену» теперь себе могут позволить себе, как правило, люди обеспеченные.
Автор нашумевшей статьи New York Times Нелли Боулз приводит пример с дорогими западными частными школами. Боулз отмечает огромный успех учебных заведений нового типа, где обучение не предполагает регулярное использование технологий. Она приводит данные исследования по развитию мозга у 11 тысяч детей, проводившегося при поддержке Национального института здравоохранения США. Согласно результатам эксперимента, проводившие более двух часов около экранов тех или иных устройств дети получили более низкие баллы по языковым тестам и при оценке способности рассуждать. Кроме того, выяснилось, что у некоторых детей, которые проводят много времени с гаджетами, было зафиксировано преждевременное истончение коры головного мозга.
В статье приводится мнение педиатра из детской больницы Сиэтла и ведущего сотрудника Американской академии педиатрии Дмитрия Кристакиса. Специалист рассказал, что те малыши, которые учатся строить пирамидки с помощью виртуальных блоков в игре для iPad, не приобретают способности составлять фигуры из реальных блоков.
Автор статьи в New York Times утверждает: сегодня вместе того, чтобы приобрести какой-нибудь онлайн-курс, богатый человек непременно наймет личного педагога для занятий не по скайпу, а оффлайн. То же самое с занятиями спортом: бум на разного рода онлайн-курсы с набором упражнений прошел, теперь «в цене» занятия в зале с персональным тренером во плоти.
Кроме того сами гаджеты стали намного дешевле за последние 15-20 лет. И это, безусловно, значительно снижает радость обладания ими в глазах богатых людей. Если, например, первый Apple Mac в 1984 году стоил $2,5 тыс. (по состоянию на сегодняшний день цена — около $6 тыс.). Сейчас один из наиболее качественных ноутбуков можно купить за $470.
Как пишет Боулз, «смартфоны и планшеты стали дешевыми сами по себе. При этом они могут сделать дешевле и многие другие вещи: любое место, в котором можно разместить экран, будь то классы в школах, больницы, аэропорты, рестораны, может таким образом сократить расходы». Потому что, как правило, на таких экранах размещается реклама, которая, конечно, оплачивается рекламодателем и соответственно частично покрывает издержки содержания кафе, больницы или общественного транспорта. Богатые же могут себе позволить себе отказаться от продажи своего внимания в качестве продукта. У бедных и представителей среднего класса нет таких ресурсов.
Дружище Сокс
У американской президентской четы Клинтонов был любимый питомец – кот по кличке Сокс. Бездомного котика радушно приняла семья президента Билла Клинтона, животное прославилось на всю Америку. После того, как Клинтон покинул свой пост, Сокс из-за конфликтоы с собакой Бадди поселился с бывшей секретаршей Клинтона— Бэтти Кэрри.
Возможно, эта история и вдохновила разработчиков электронного приложения «кошка Сокс» для одиноких пожилых людей. Автор статьи в New York Times Нелли Боулз пообщалась с пенсионером Биллом Ланглуа, для которого кошечка Сокс на экране планшета – лучший друг и даже спаситель. Когда мужчина рассказывал репортеру о том, как Сокс появилась в его жизни, даже расплакался от счастья.
Сокс и мистер Ланглуа, которому 68 лет, живут в жилом комплексе для пожилых людей с низким доходом в Лоуэлле (штат Массачусетс). Сокс может включить любимую песню хозяина, когда необходимо, показывает ему свадебные фотографии. У электронной кошки есть возможность по видео наблюдать за Биллом, когда он сидит в своем кресле, она может пожурить хозяина, если, к примеру, заметит, что тот пьет газировку вместо воды.
Мистер Ланглуа знает, что Сокс – выдумка. Он знает, что ею управляют специалисты по всему миру, они наблюдают, слушают и печатают ее ответы, которые озвучивает аватарка кошки.
«Я нашел что-то очень надежное, кого-то, кто заботится мне.. Она вернула мою волю к жизни», – признается Билл. Сокс слушает это и комментирует: «У нас отличная команда».
В США это приложение стало очень популярным среди пожилых людей. «Кошка Сокс» - часть некоммерческой программы здравоохранения Element Care. Чтобы стать участником программы, необходимо иметь на счету не меньше 2 тысяч долларов, то есть особо богатым быть не нужно.
Специалист программы Element Care Селли Росарио признался журналистам, что регулярные участники программы затем испытывают трудности в социализации и избегают общения с реальными людьми. Они фактически оказались в изоляции. Тем не менее, для страховых компаний в этом только плюсы. Ведь пользователи приложения реже обращаются и к медсестрами за медпомощью. Одна пациентка, пишет Боулз, которая часто обращалась в отделение неотложной помощи за соцподдержкой, прекратила это делать, когда у нее появилось приложение - это позволило сэкономить программе здравоохранения около $90 000.
Боулз отмечает: такие программы и не только для пожилых людей распространяются все шире. Постепенно жизнь всех людей, кроме прослойки богатых, полностью «покрывается» экранами. Физический опыт обучения, жизни, старения становится неразрывно связан с гаджетом.
Богатые так не живут. Богатые стали бояться экранов. Они хотят, чтобы их дети играли с кубиками, и частные школы без технологий быстро развиваются. Люди «дороже» – а богатые готовы и способны за это платить. Демонстративное общение с живыми людьми, жизнь без телефона, уход из соцсетей, игнор электронных писем - все это стало символом статуса.
Обмани меня
Сегодня, если вы действительно на вершине иерархии, вам не нужно никому отвечать. Это они должны ответить вам.
«Пейджеры были важны, потому что это был сигнал о том, что вы важный, занятой человек», - сказал журналисту New York Times специализирующийся на статус-маркетинге Джозеф Нуньес из университета Южной Калифорнии. Однако теперь для бизнес-коммуникации у важных людей есть ассистенты.
Но очень многие все равно считают: без мониторов сегодня не обойтись. Нелли Боулз утверждает, что в Кремниевой долине времени зря не теряют. Местные гиганты координируют усилия, чтобы запутать публику. В крупных технологических компаниях работают группы психологов и нейробиологов, которые делают все, чтобы люди были прикованы к компьютерам.
Технологические компании упорно трудились, чтобы заставить государственные школы покупать программы, предусматривающие наличие у каждого учащегося своего ноутбука, утверждая, что это лучше подготовит детей к будущему. Но люди, которые на самом деле создают это будущее, воспитывают своих детей совершенно иначе. Боулз приводит пример детской школы в Кремниевой долине, где главная идея – свести к минимуму использование гаджетов.
По мере того, как дети богатых растут вне цифрового рабства, дети бедных проводят все время с гаджетами. Похоже, скоро признаком принадлежности к определённому классу может стать то, как вы общаетесь с живыми людьми. Если вы коммуникабельны и успешно социализируетесь – вы обеспеченный человек. Человеческое общение становится настоящим элементом роскоши.
Есть робкие попытки противостоять цифровому рабству. Например, существует небольшое движение, лоббирующее в США законопроект «Право на отключение», который позволил бы работникам выключать свои телефоны. Но пока, наоборот, начальники могут наказать сотрудника работника за то, что он вне доступа.
Детокс и аскетизм
Понимая манипуляцию со стороны производителей гаджетов, многие люди по всему миру стали адептами так называемого цифрового детокса. Люди сознательно отказываются от использования телефонов, компьютеров, интернета. Но если цифровой детокс — явление, скорее, ситуационное, то понятие «медиаскетизм» распространяется на образ жизни в целом. При медиаскетичном образе жизни человек сводит к минимуму время проведенное с гаджетом или в сети, предпочитает делать покупки и получать услуги оффлайн.
Всеобщая цифровизация породила и другие явления. Номофобия – страх остаться без мобильного телефона, фаббинг – привычка отвлекаться на мобильные устройства вместо того, чтобы поддерживать разговор с живым собеседником. Или вот еще экран-вуайеризм — наблюдение за личной жизнью людей через подглядывание за экранами их гаджетов в транспорте, офисе или дома.
Но, к счастью, у цифрового детокса появляется все больше последователей. Для «новичков» разработаны даже правила — подсказки.
Устраивайте Local Detox: возьмите за правило проводить определённое время в семье или наедине с собой без телефона. Важно: обязательно спланируйте, чем вы будете заниматься в это время.
Следите за порядком на экране смартфона. Важно сохранять логику и принципы расположения иконок.
3) Пользуйтесь программами и техниками для концентрации внимания
4) Собирайте информацию, а не распыляйте её: пользуйтесь дополнительными инструментами (например, тэгирование) или сервисами для хранения заметок, чтобы собирать информацию и иметь возможность вернуться к ней.
5) Не забывайте о физическом теле, о дыхании. В перерывах во время работы за компьютером выделяйте время на зарядку.
6) Не забывайте о творчестве или найдите хобби, которому можно посвятить свободное время.