Конечно, колышков на Луне еще не наставлено, но кое-кому очень хотелось бы. Еще в 2013 году в Конгресс США был внесен законопроект, предусматривающий создание на Луне национального исторического парка «Лунные места посадки «Аполлонов». «Поскольку коммерческие компании и иностранные государства приобретают способность приземляться на Луну, необходимо защитить места посадок «Аполлонов» для потомков», — говорилось в законопроекте. Под защиту попадали все области спутника Земли, где приземлялись космические аппараты и их части с 1969 по 1972 год, даже место падения ступени корабля «Аполлон 13», от которого на Луне образовался 30 метровый кратер.
В проекте была прописана даже должность администратора нацпарка — им должен был стать министр внутренних дел США. В его задачу входили бы организация постоянного мониторинга площадок, управление доступом к объектам и каталогизация всех предметов в парке.
Данный документ так и не был принят — видимо, в связи с временным охлаждением властей Соединенных Штатов к Луне и обращением взоров к Марсу. Но NASA все-таки выдали рекомендации о недопустимости приближения к местам посадки всего двух миссий — «Аполлон 11» и «Аполлон 17» ближе чем на 75 и 220 метров соответственно. Как пояснил «МК» популяризатор космонавтики Виталий Егоров, рекомендации были выпущены в преддверии реализации проекта Google Lunar X Prize, который обещал по 30 миллионов долларов тому, кому удастся успешно довезти и высадить на Луне действующего робота. В NASA испугались не столько самого робота, сколько реактивных струй кораблей, на которых те прилетят. Ведь они могут сдуть первый след человека на Луне! «Кроме следов мы оставили там очень много артефактов, — рассказывал один из сотрудников космического агентства — Роберт Келсо, — от флагов, научных приборов, телекамер до лунных автомобилей и контейнеров с отходами жизнедеятельности астронавтов». А что если кто-нибудь захочет взять что-нибудь из артефактов себе на память?!
В общем, NASA настоятельно порекомендовало не летать и не подходить к местам посадок 50 летней давности.
Одним их знаковых моментов стало недавнее заявление президента США о возвращении астронавтов на Луну в 2028 году. На этой неделе был опубликован проект бюджета NASA, согласно которому на 2020 год ему может быть выделен 21 миллиард долларов, из которых 363 миллиона будет направлено на поддержку создания коммерческими компаниями «большого аппарата для посадки грузов, а затем астронавтов на Луну».
Итак, что же ответят на все это наши ученые? Этот вопрос мы адресовали научному руководителю многочисленных экспериментов по поиску водяного льда и исследованию грунта Марса, Луны, Меркурия, руководителю научной программы «Луна 25» из ИКИ РАН Игорю МИТРОФАНОВУ.
— Безусловно, стремление Российской академии наук к безотлагательному решению правовых вопросов с юристами и дипломатами — это реакция на активное развитие лунных программ наших коллег за рубежом, — говорит Игорь Георгиевич. — Причем особо мы обратили внимание на слова о привлечении к новой американской лунной программе коммерческого сектора. Тут уже явно встанет вопрос о присвоении результатов: что кому будет принадлежать?
Основными задачами для всех государств, которые, как и мы, поставили освоение Луны в приоритет, является использования ее в качестве космической платформы для изучения дальнего космоса. В этом смысле возникает необходимость строительства посещаемых лунных баз, форпостов. В более далекой перспективе — лунные ресурсы. Нас могут заинтересовать полезные ископаемые, минералы, которых мало на Земле. Или такие, которые на Луне добывать и перерабатывать (даже с учетом расстояния) все-таки более рентабельно с точки зрения экологии.
— Кто же будет иметь на них право — тот, кто первый добыл?
— В настоящее время ресурсы Луны являются объектом общего пользования. Но, с другой стороны, мы можем сравнить их с рыбой, выловленной в акватории общего пользования. Если она уже барахтается в твоих сетях — она чья? Надо будет договариваться, каким образом будут распространяться права собственности на лунные ископаемые. Какие ограничения вводить на случай, если кто-то первым построит базу на определенной территории, а другая страна тоже будет иметь на нее виды?
К счастью, у нас есть от чего отталкиваться. Это Антарктида — континент, не принадлежащий ни одному из государств. И там есть станции — базы разных стран. Вот по тому принципу, как договаривались ученые там, наверное, придется договариваться о местах расположения лунных баз и нам.
Международный закон 1967 года гласит о недопустимости препятствования деятельности той или иной страны, уже построившей что-то на территории Луны. Дальше возникает вопрос трактовки данного положения. Что считать помехой деятельности: если вы разобьете свою базу в пяти метрах от первопроходцев или в сотнях километров, но ваш радиопередатчик будет создавать серьезные помехи? Эти вопросы, видимо, придется регулировать созданием дополнительного законодательного документа.
— Как, по-вашему, нам следует относиться к требованиям NASA, уже ограничившего подход к местам посадки «Аполлонов»?
— Не думаю, что надо протестовать. Есть ООН, там есть комиссии, в том числе по космическим исследованиям. Нужно, чтобы их специалисты посмотрели на проблему с учетом новых реалий. Надо садиться за стол и договариваться. Вообще же, наибольшую актуальность данный вопрос приобретет тогда, когда мы реально начнем летать на Луну. Тогда наш голос будет лучше слышен на таких встречах.