Напомним, что международный проект «Радиоастрон» с ведущим российским участием был запущен в июле 2011 года для фундаментальных астрофизических исследований в радиодиапазоне электромагнитного спектра. Тогда на орбиту с высотой апогея в 340 тыс. километров (почти достали до Луны) был запущен космический аппарат «Спектр-Р» с радиотелескопом, по мощности не имеющий аналогов в мире. Заказчиком и координатором проекта выступил Астрокосмический центр ФИАН, производителем спутника стало НПО им. Лавочкина.
До «Спектра-Р» одним из самых передовых телескопов считался американский «Хаббл», запущенный в космос NASA и Европейским космическим агентством 28 лет назад. Наш спутник за счет того, что взлетел гораздо выше предшественника (тот летает на высоте около 600 км), стал первым в мире аппаратом, способным в деталях исследовать самые дальние уголки Вселенной. К примеру, если оптический телескоп «Хаббл» видит галактику в виде точки, то «Радиоастрон» — проникает в глубь объекта и в тысячи раз подробней описывает его структуру.
Справка «МК»
Проект «Радиоастрон» состоит из космического телескопа «Спектр-Р», наземных станций слежения, множества земных телескопов, которые направлены на тот же объект, что и космический, а также центра обработки информации в ФИАН. За 7,5 года работы «Радиоастрон» пронаблюдал до сотни галактик, «заглянул в гости» к сверхновой звезде в созвездии Кассиопеи, к потухшему солнцу в Крабовидной туманности, дотянулся радиосигналом до области, где рождаются звезды в нашей Галактике. С его помощью российские ученые выяснили также, что поток солнечной плазмы представляет собой не плотный массив, летящий на нас, а комбинацию мелких струек. Несмотря на истекший гарантийный срок существования «Спектра-Р», недавно его работа была продлена до 31 декабря 2019 года.
За годы работы у телескопа случались сбои, но такого длительного молчания, как в этот раз — спутник не ответил Земле ни в один из 4 сеансов связи в четверг и пятницу, — еще не было.
— При этом нельзя сказать, что связь пропала совсем, — поясняет Юрий Ковалев.
В среднем сеансы управления происходят раз в три дня. На борту спутника есть несколько широко направленных антенн, которые всегда «слушают» Землю. В начале каждого сеанса управления на спутник посылается команда на включение бортового передатчика при помощи одной из наших антенн дальней космической связи (либо с 65-метрового телескопа в Медвежьих Озёрах, либо с 70-метрового телескопа в Уссурийске). И вот утром в четверг, 10 января, спутник впервые не включил передатчик по команде с Земли. Эта ошибка повторилась и при следующих трех попытках.
— Может, спутник уже мертв?
— В случае с «Радиоастроном» мы точно знаем, что спутник жив, питание у него есть и научная аппаратура работает. Эту уверенность нам дает второй канал связи. Он был специально построен для сброса на Землю громадного потока научной информации. Кроме широко направленных антенн на борту стоит полутораметровая антенна-тарелка. Она никогда не выключается, и ее сигнал получила в четверг днем наша станция слежения в США (станция в штате Западная Вирджиния, которую Россия арендует специально для проекта «Радиоастрон» в дополнение к другой станции слежения в Пущине).
Этот факт, а также наша большая вера в профессионализм наших коллег из НПО им. Лавочкина, которые в течение 7 лет обеспечивали нам хорошую работу со спутником, дают нам серьезную надежду, что наш аппарат жив, работает и, возможно, скоро мы наладим с ним обратную связь.
Следующий сеанс должен был состояться в воскресенье днем. На момент подписания номера результатов его еще не было известно.