В беседе, конечно же, обсуждались самые главные задачи развития науки и научного сообщества России, перспективные направления деятельности Академии наук.
Одной из самых важных является приток молодых, сильных ученых в научные организации. По словам Сергеева, у нас на 10 тысяч человек населения - около 50 исследователей.
- Это очень мало. Мы уступаем по этому параметру в разы не только успешным наукоориентированных странам Запада, но уже и таким, как, например, Корея.
Что значит - готовить кадры? Речь не столько о количестве (хотя и оно важно, ведь через 10 мы лишимся значительной части ученых, которые перейдут в предпенсионный и пенсионный возраст), сколько о качестве специалистов. Они, по словам Сергеева, должны быть мотивированными, высококвалифицированными. Где же взять таких?
- Мы должны посмотреть, как устроена вся жизненная траектория ученого: где, в каких возрастах мы теряем людей, которые должны прийти в науку и активно там работать? - поставил вопрос Сергеев. - Конечно в первую очередь мы должны начать со школы.
По словам президента РАН, талантливых, толковых детей надо отбирать в школы, ориентированные на науку, и создавать там условия для получения ими полноценного образования.
- У нас подавляющее большинство наших лицеев и гимназий находятся в муниципальном подчинении,- говорит президент РАН. - Это значит, что набор детей туда производится из ближайших микрорайонов. То есть, учителя вроде бы наукоориентированной школы должны в итоге ориентироваться на среднего школьника. В итоге у РАН и Министерства просвещения родилась инициатива по передаче около сотни ведущих школ в стране из муниципального подчинения в губернское с тем, чтобы областные министерства образования уделяли больше внимания именно этим школам. Эти школы, которые Ольга Юрьевна (Ольга Васильева — министр просвещения — Авт.) назвала «школами РАН», станут базовыми для науки. Они должны появиться, как минимум в 30 регионах страны. И тут встает еще один вопрос: кто должен готовить будущие научные кадры? Мы , начиная с 90-х, перевели профессию «учитель» в разряд самых непрестижных. Это сейчас они получают 100 процентов по региону, но я считаю, и этого мало, предложил платить хотя бы 150%.
Идея создания базовых школ тесно связана с созданием научно-образовательных центров (НОЦев), суть которых сформулирована в нацпроекте «Наука». Регионы, по мнению главы Академии, должны быть заинтересованы в развитии таких школ, выпускники которых потом займутся научно-техническим развитием промышленности.
Вторым слабым звеном, из которого мы пока теряем немало потенциальных научных кадров, Александр Сергеев назвал университетскую систему:
- Где-то на уровне 2-3 курса сильные ребята из хороших школ еще не очень интересны для науки, так как не получили достаточного объема знаний. А с другой стороны, к этому времени они становятся самостоятельными людьми, для которых очень важны средства для существования, чтобы хорошо жить. И понятно, что многие из них в конце концов предпочитают долгому трудному пути становления ученого разрыв с наукой и уход в другие области в поисках хороших зарплат. Я считаю, мы должны найти способы удержать таких ребят специально разработанными программами.
Еще одним важным, вопросом, который президент РАН обсудил с президентом страны, стала аспирантура.
- У нас сейчас в аспирантуру уходят по 20 тысяч студентов, из которых лишь 13% пишут диссертации, - говорит Сергеев. - То есть, по-прежнему она не является первой ступенью научной деятельности, а лишь третьей ступенью образования, что, конечно, соответствует Закону об образовании, но совершенно не соответствует требованию времени. И президент в разговоре подчеркнул, что вся аспирантура должна быть научной. Я очень надеюсь, что после этих слов президента, так и будет, мы не должны терять кадры. Нам не надо 20 тысяч аспирантов в год, пусть их будет 10 тысяч, но 50 % из них придут в науку с диссертациями.
Понятно, что для привлечения выпускников вузов в научные аспирантуры, им должен быть предложен хороший уровень зарплаты. Где взять средства?
Эти средства, по мнению Сергеева, должны быть из двух карманов — министерского, где должны печься о повышении аспирантских выплат, и университетского.
- Неплохо было бы ввести проектный подход, - уточняет Александр Михайлович. - Чтобы аспирантские места выделялись далеко не всем учреждениям, а только тем, которые имеют средства, подкрепленные получением грантов, участием в федеральных программах, где прописано, что им нужны аспиранты для выполнения этих программ. Сейчас так избирательно поступают во всем мире! А у нас же до сих пор у одного научного руководителя может быть по 20 аспирантов, - куда это годится? От этого качество и страдает.
Беседа двух президентов длилась довольно долго. По словам Сергеева, глава государства уделил внимание и международной деятельности РАН, и повышению роли Академии, как головной научной организации страны, и созданию новой программы фундаментальных исследований.