Электрический ракетный двигатель, обладающий малой тягой (т.е. малым ускорением), но способный работать длительное время и осуществлять полеты на большие расстояния, используется, к примеру, на автоматических космических аппаратах (в том числе спутниках). Его принцип действия основан на преобразовании электрической энергии в направленную кинетическую энергию частиц.
Если до сих пор в качестве рабочего тела использовался газ ксенон, то теперь его решено заменить на более экономичный йод. Но это не привычный всем спиртовой раствор, а вещество в чистом виде, которое при нагреве также будет превращаться в газ.
Один из первых экспериментальных полетов двигатель, работающий на йоде, совершит на грузовом корабле «Прогресс», который после отстыковки будет в течение 30 суток находиться в автономном полёте. Следить за запуском двигателя и режимами его работы планируется по видеосвязи. Также будет исследовано влияние йода на материалы космических аппаратов.
Эксперимент по отработке ЭРД на йоде назван в честь Валерия Георгиевича Островского – старшего научного сотрудника «Энергии», который впервые предложил использовать в качестве так называемого рабочего тела ЭРД йод. Йод значительно дешевле ксенона и не требует сложной системы хранения и подачи. При этом, по основным параметрам двигатели на йоде не будут уступают аналогичным ЭРД на ксеноне.