Александр Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя и до восьми лет числился крепостным у собственного отца, но в 1840 году тот дал сыну вольную и купил ему четырёхэтажный дом. Бородин научился играть на флейте, фортепиано и виолончели. В девять лет он написал своё первое музыкальное произведение, польку под названием «Helen», а в тринадцать — концерт для флейты с фортепиано.
Химией Бородин увлекался с десять лет, а в семнадцать он поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию. Окончив её, он был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, и познакомился с находящимся там на лечении офицером Модестом Мусоргским. Бородин дружил с Менделеевым и, наряду с ним, участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ, где были даны определения понятиям «молекула» и «атом». Впоследствии Бородин стал академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из членов-учредителей Русского химического общества. Его именем была названа реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, или реакция Бородина — Хунсдикера. Также в в 1862 году от первым в мире получил фтороорганическое соединение — фтористый бензоил.
Занимаясь наукой, Бородин не оставлял музыку, хотя во время иностранной стажировки он скрывал это от коллег. Тем не менее, вернувшись в Россию, он вошёл в знаменитый кружок, впоследствии ставший известным как «Могучая кучка». Сами участники творческого содружества предпочитали называть его «Новая русская музыкальная школа». Бородин написал оперу а «Князь Игорь», которую порой называют образцом национального героического эпоса в музыке, а также, по мнению многих искусствоведов, стал одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Несмотря на то, что большую часть жизни Бородин посвятил науке, считается, что в мировую историю он вошёл, в первую очередь, как композитор.
Первый президент Русского химического общества Николай Зинин, наставник Бородина, не раз высказал надежду, что тот будет «поменьше заниматься романсами» и посвятит себя науке. В то же время, знаменитый композитор Римский-Корсаков, напротив, желал, чтобы Бородин сосредоточился именно на музыке. Тем не менее, сам Бородин так и не отказался ни от научной, ни от творческой деятельности.
Александр Бородин добился успехов и как общественный деятель — он выступал за развитие возможностей для получения женщинами высшего образования и сам поучаствовал в основании Женских врачебных курсов, а также преподавал на них более двенадцати лет. Бородин защищал студентов от политических преследований в период после убийства Александра II.
Читайте материал: "Варвара Степанова: художница, создавшая «жанр визуальной поэзии»"