- Как посадили экипаж, сразу включается САС, - пояснил Игорь Игоревич. - Это автоматика в корабле, и в обтекателе, которая логически соединена со всей ракетой космического назначения (в нее входит ракета-носитель и головная часть с пилотируемым кораблем). Команды кораблю на «отстрел» могут поступать из трех разных источников. Есть сигнал от самой ракеты-носителя, он называется «Авария ракеты-носителя», есть телеметрическая команда - с Земли, из наземного комплекса управления, есть третий источник — сам корабль. Там есть датчики, которые как бы подсматривают за ракетой-носителем. Если вдруг тяга ее упала, но автоматика ракеты «не сообщает» об этом кораблю, то корабль сам «осознает» ситуацию и система спасения уводит корабль.
В случае, который произошел 11 октября, сигнал поступил именно от ракеты-носителя. Как только система получила этот сигнал, все произошло по сценарию, который специалисты называют 1А.
- Под обтекателем есть четыре двигателя САС, и именно они сработали в момент аварии и увели корабль от ракеты-носителя (РН), - говорит Хамиц.- Задача их была - увести корабль от РН и обеспечить необходимую высоту для благополучной посадки спускаемого аппарата. Надо сказать, что система уводит только спускаемый аппарат и бытовой отсек (двигательная установка остается с ракетой-носителем). Также включаются средства пожаротушения, для того, чтобы во время разрыва связей корабля с РН на линии «разреза» не возник пожар.
Последняя авария, по словам заместителя главного конструктора, отличается от ЧП, которое случилось в 1983 году, когда система эвакуировала экипаж прямо со стартового стола. Тогда задачей было лишь максимально далеко увести спускаемый аппарат с Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым, чтобы стало возможным раскрыть его парашютную систему. А нынешняя авария, по словам Хамица, потребовала управления и ориентации. Она включилась автоматически на высоте 10 км, чтобы проанализировать высоту и вовремя раскрыть парашют.
Космонавты Алексей Овчинин и американец Ник Хейг в момент баллистического аварийного спуска сами никак не управляли своим спасением. Система все сделала за них. Это, по словам специалиста, предусмотрено специально, чтобы в критической ситуации не мешал человеческий фактор.
На вопрос, что же все-таки удалось спасти из вещей после жесткой посадки, Хамиц ответил: лишь то, что спускается вместе с экипажем: парашюты, мониторы, средства наддува скафандров... «Основная же часть грузов была размещена в бытовом отсеке, падающем с высоты, на которой произошла авария (это примерно около 50 км – Авт.) и поэтому сложно представить, что там могло уцелеть, может быть упаковки с салфетками».
Нынешняя система спасения, основы которой были разработаны в РКК «Энергия» еще в 60-х, по всей видимости, будет перенесена и на новый пилотируемый российский корабль «Федерация». «По крайней мере, в нее заложена правильная логика, - сказал Хамиц, - ее надо использовать». Что же касается спасения грузовых кораблей, такие мысли пока даже не приходят в голову конструкторам. Это, по их мнению, дорогое удовольствие, поскольку с установкой САС теряется возможность взять на борт дополнительный полезный груз.