Вообще-то в более чем вековой истории нобелевской награды по литературе были несколько лет, когда премия не присуждалась. Правда, это были годы Первой и Второй мировой войн. Ну, и в 1935 году не нашлось достойных кандидатур для награды, по какой причине премию решили никому не давать. Тем не менее, нынешняя ситуация – это настоящий скандал, отягощенный сексуально-криминальной подоплекой.
Нобелевский фонд поддержал решение Шведской академии воздержаться от присуждения премии по литературе в 2018 году. Исполнительный директор фонда Ларс Хейкенстен в интервью, появившемся на официальном сайте Nobelprize.org, некоторое время назад так объяснил создавшуюся ситуацию: «Институт, отбирающий нобелевских лауреатов по литературе начиная с 1901 год – Шведская академия – испытывает в последние месяцы кризис доверия. Результатом стало негативное воздействие на Нобелевскую премию. Объявив свое решение 4 мая члены Академии показали, что они осознают серьезность положения и дали сами себе время для того, чтобы произвести ряд необходимых изменений. Не награждать Нобелевской премией – это как необычное, так и трудное решение, но в данной ситуации мы считаем, что решение Академии было наилучшим, оно позволит в конечном счете защитить репутацию Нобелевской премии».
Однако, судя по всему, лауреату-2018 все-таки быть. Но произойдет это только в следующем году. Шведская академия надеется, что кризис будет преодолен к этому времени – и решение о премии 2018 года будет объявлено вместе с решением о лауреате-2019.
Напомним, что скандал вокруг Шведской академии и, как следствие, Нобелевской премии по литературе возник на фоне глобальной акции #MeToo. Кризис начался с обвинений в сексуальных домогательствах. Причем эти обвинения были направлены не против члена академии, а в отношении «лица тесно, связанного со Шведской академией». Речь идет о французском фотографе Жан-Клоде Арно, которого в рамках кампании #MeToo в ноябре 2017 года 18 женщин обвинили в харрасменте и даже изнасилованиях. Поговаривали даже о том, что француз приставал к наследной принцессе Виктории на одном из мероприятий в 2006 году (сам он это отрицает).
Казалось бы, причем тут Шведская академия и не являющийся ее членом фотограф? Дело в том, что он муж шведской поэтессы Катарины Фростенсон, которая на протяжении четверти века состояла в академии, занимающейся присуждением «Нобеля» по литературе. Вдобавок, по некоторым данным, некоторые эпизоды домогательств со стороны Арно происходили как раз в помещениях, принадлежащих Шведской академии. Да и сам себя француз не без самолюбования именовал «19-м членом академии». Словом, академики сочли, что жена отвечает за мужа – и проголосовали за исключение Катарины Фростенсон из числа членов академии. Ну, а сам любвеобильный 72-летний Жан-Клод Арно на днях – аккурат к началу Нобелевской недели – был приговорен Стокгольмским окружным судом к двум года заключения по обвинениям (это минимальный срок наказания за изнасилование в Швеции). Деятеля культуры обвинили в том, что он принуждал одну из своих жертв заняться с ним оральным сексом в стокгольмской квартире 5 октября 2011 г., и в том, что 2 декабря того же года в том же помещении он изнасиловал ее спящей. Продолжающий отрицать все обвинения в свой адрес фотограф намерен добиваться для себя справедливости в апелляционном суде, представляя себя жертвой «охоты на ведьм».
Впрочем, не один только секс-скандал привел к кризису вокруг Нобелевской премии по литературе. Стало известно, что некоторые из членов Шведской академии в течение нескольких лет нарушали правило о неразглашении имен будущих лауреатов. Так что в отставку была отправлена и секретарь академии Сара Даниус.