Этот летательный аппарат члены Призидиума СССР предлагали сделать и грузовым транспортом, и пассажирским самолетом, и военной техникой, и помощником при тушении пожаров. Однако грянули 90-е, финансирование новых стратегических проектов иссякло, и осталось от великих идей одно только воспоминание.
- .В 1993 году Аяцков выступил с инициативой начать серийное производство многофункционального безаэродромного летательного аппарата ЭКИП, - рассказали нам в музее. - Она была поддержана на госуровне министерством оборонной промышленности, министерством обороны (головной заказчик) и министерством лесного хозяйства. В 1999 году разработка аппарата ЭКИП в Королёве была включена отдельной строкой в бюджет страны, однако финансирование было прервано, и деньги не были получены. Создатель ЭКИПа Лев Щукин переживал за судьбу проекта и, после многочисленных попыток продолжить его на личные средства, умер от сердечного приступа в 2001 году.
Летательный аппарат ЭКИП, построенный по схеме «летающее крыло» с дисковидным фюзеляжем, имеет несколько модификаций в зависимости от назначения. Может летать на высотах от 3 000 до 11 000 метров со скоростью от 120 до 700 км/ч. Все они представлены в Военно-техническом музее. Единственное «но» -- может, но не летал.
Ни один из этих аппаратов еще не поднимался в воздух, - рассказали нам в экскурсионном бюро. - При испытаниях конструктор запускал только макеты диаметром 1,5-2 метра. Все они успешно приземлялись. Сейчас среди авиаконструкторов много желающих продолжить это дело. Однако пока источник финансирования не найден.
Может показаться, что наука за эти годы шагнула далеко вперед. Может показаться, что аналоги ЭКИПА давно бороздят воздушные пространства других государств. Во всяком случае, в январе 2000 года директор Саратовского авиазавода, на базе которого был сконструирован этот уникальный аппарат, Александр Ермишин провёл успешные переговоры в США, штат Мэриленд. На территории базы ВМФ США он выступил перед американскими военными и авиастроителями. Стороны договорились о партнерском сотрудничестве, но пока российско-американский аналог ЭКИПа только в процессе разработки.
А его прародитель, экранолет с уникальными аэродинамическими способностями, украшает собой один из ангаров Военно-технического музея. Теперь у него появился свой официальный праздник — 29 июля, «День НЛО», когда летательный аппарат показывают посетителям и рассказывают его правдивую историю. Значит ли это, что лед тронулся? Поживем — увидим.
УНИКАЛЬНОСТЬ ЭКИПа
1. Корпус аппарата, выполненный в форме толстого крыла малого удлинения, обладает высоким аэродинамическим качеством и способен создавать подъёмную силу в несколько раз выше, чем тонкое крыло.
2. Такой корпус повышает комфортность и безопасность полётов, существенно экономит топливо и снижает эксплуатационные расходы.
3. Безаэродромность достигается применением вместо шасси воздушной подушки.
4. При отключении всех маршевых установок, аппарат способен совершить безаварийную посадку на неподготовленные грунтовые площадки или на воду даже на одном вспомогательном двигателе.