Вчера историческое событие для итальянской космонавтики могло обернуться трагическим эксцессом. 9 июля во время своего первого выхода в открытый космос Лука Пармитано стал первым итальянским астронавтом вышедшим в открытый космос. 16 июля с напарником он должен был осуществить второй более, чем шестичасовый выход в открытый космос для проведения работ на внешней поверхности МКС, однако неполадка со шлемом заставила космонавтов досрочно вернуться на борт МКС. Выход в открытый космос совершали американский астронавт Кристофер Кэссиди и его итальянский коллега Лука Пармитано.
По оценке НАСА, в скафандр Пармитано попало от 1 до 1,5 л воды, причем большая ее часть оказалась в шлеме. "У меня очень сильно намокла голова и мне кажется, что воды становится все больше", - сообщил Пармитано руководителям выхода в открытый космос в американском Хьюстоне. Вода попала на лицо итальянскому астронавту и повредила систему коммуникации скафандра. "У меня была вода везде: в глазах и носу. Воды было довольно много" - пожаловался Пармитано, вернувшись на борт МКС. Прежде чем коллеги на борту МКС сняли с него шлем, астронавт сообщил им: "Здесь полно воды" и добавил, что ощущает затылком большое количество воды. Поначалу он предположил было, что это пот, вызванный напряженной работой, но его уверили, что такого быть не может.
Кристофер Кэссиди из NASA и Лука Пармитано из ESA, вышли в открытый космос на 6 часов, чтобы проложить по внешней стороне станции Ethernet-кабель к месту, куда будет пристыкован российский научный модуль МЛМ (он прибудет на МКС в конце года). Также Кэссиди и Пармитано предстояло установить несколько перемычек на внешних фермах космической станции. Последние используются для крепления солнечных батарей и оборудования, которому не нужна герметичность. На фермах смонтированы гироскопы, радиаторы системы охлаждения, антенны и рельсы для перемещения крана-манипулятора.
Сейчас астронавт, чей костюм оказался испорченным, пребывает в добром здравии и с юмором относится к возникшей внештатной ситуации. Астронавты осматривают все скафандры, но до определения источника утечки воды и выяснения серьезности ситуации, с выходами в открытый космос придется, увы, подождать.
Скафандры, в которых астронавты выходили в открытый космос, произведены в компании Extravehicular Mobility Unit (США). НАСА и ЕКА используют скафандры этой фирмы для своих астронавтов более тридцати лет. Один такой скафандр, состоящий из двух подсистем (Life Support Subsystem и Space Suit Assembly), стоит около пятнадцати миллионов долларов США.
Ответственная за выходы в открытый космос в НАСА Карина Эверсли сообщила, что, по предварительным данным, причиной утечки не могла быть емкость с питьевой водой. "Мы думаем, что маловероятно, чтобы это был мешок с питьевой водой, хотя мы не знаем точного источника утечки сейчас". (Контейнер с питьевой водой вмещает около 1 л жидкости, система охлаждения - 3,8 л.).
По последним данным НАСА, в скафандр и шлем Пармитано натекло около 2,5 литров жидкости. "С такими проблемами и таким количеством воды мы пока не сталкивались", — сказала Эверсли.
Российские специалисты не участвовали в управлении данным выходом в открытый космос, но следили за ним как дублирующие специалисты. Вариант предоставления российских скафандров для работ в открытом космосе иностранных астронавтов, у одного из которых накануне произошел инцидент с заполнением скафандра водой, пока не рассматривается.
Это был первый выход в открытый космос 36-летнего Пармитано, который прибыл на МКС в конце мая. Его напарник Кэссиди находится на МКС с конца марта. Пармитано и его американский коллега Кристофер Кэссиди успели выполнить за бортом МКС лишь три из поставленных перед ними задач. Общая продолжительность выхода составила 1 час 32 минуты.
Орбитальная пилотируемая международная космическая станция является совместным проектом пятнадцати государств. Управление МКС осуществляют совместно ЦУП в Королеве (РФ) и ЦУП в Хьюстоне (США). МКС постоянно пребывает на орбите. Время от времени космические корабли доставляют на станцию грузы и обновляют состав астронавтов.