Коррупционер — это алкоголик

Психологи разработали новый метод лечения взяточников

Новый, нестандартный способ борьбы с коррупцией — путем демонстрации населению негативных образов мздоимцев — предложила россиянка, кандидат психологических наук из Новосибирска, Нелли ВЛАСОВА. Специалист по социальной психологии и психологии управления, с 1991 по 1993 годы проработавшая экспертом Верховного Совета РФ, знает много секретов воздействия на умы людей. Один из них — зрительные образы, глубоко проникающие в сознание человека, а затем влияющие на его поведение. Нелли Макаровна придумала 400 слоганов к графическим изображениям, которые предлагает как можно быстрее «пустить в народ», чтобы в обществе формировать здоровую идеологию неприятия «мутантов» рода человеческого. «МК» связался с автором идеи и разузнал о новом способе борьбы более детально.

Коррупция — это болезнь, причем болезнь заразная. Одни берут из-за безнаказанности, другие берут или дают, чтобы оставаться в связке: не возьмешь или не дашь — вытолкнут да еще уголовное дело повесят. В итоге все оказываются зависимыми. Дмитрий Медведев в бытность свою президентом словно в воду глядел, когда говорил: «Борьба с коррупцией невозможна до тех пор, пока та не станет неприличной».

Психологи разработали новый метод лечения взяточников
Нелли Власова.

— Медведев сказал ключевую фразу, — рассуждает Власова. — Именно она и натолкнула меня на мысль о том, кто, если не мы, психологи, должен помочь государеву человеку сдернуть раз и навсегда некую имиджевую окраску со слова «коррупция» и открыть гражданам истинное ее лицо.

Как практикующий бизнес-психолог, Нелли Макаровна привыкла к разработке конкретных шагов по пути восстановления гармонии в рабочих коллективах, стимулирования правильных стратегий. Идеология — именно это незаконно забытое понятие, по ее мнению, сможет нам помочь.

— Все, что сейчас говорится о коррупции по телевизору, — это общие слова, которые не несут никакой полезной энергии, — говорит Нелли Власова. — Наоборот, частое упоминание слова «коррупционер» вместе со словом «чиновник» лишь придает этому социальному «диагнозу» налет некой престижности. Все, чего мы достигли благодаря таким разговорам, так это того, что у наших граждан сформировался четкий стереотип: если чиновник, то коррупционер. Если хотите знать, то такое сравнение лишь привлекает неокрепшие души. Ведь получается, что стать чиновником значит получить безнаказанную возможность воровать государственные деньги. О том, что работа чиновника в идеале — тяжкий крест, никто не говорит... Получается какая-то извращенная идеология. На самом деле нам надо выработать у общества совершенно другую ассоциацию со словом «коррупция»: «Коррупционер — это морально разлагающийся труп», «Коррупционер — это диверсант, предатель», «Коррупция и саркома — зло одного порядка». Надо беспощадно сорвать маску респектабельности с этого понятия.

Пойдем дальше и слоганы подкрепим яркими образами. Представьте себе изображение внешне респектабельного человека, колющего себе, как наркоман, денежную дозу, или коррупционера в виде скелета — ведь тот, кто крадет из кармана своих соотечественников, — уже ментально мертв, карма его испорчена безнадежно.

Таковы подходы Нелли Власовой. Цель рисунков-образов — вызвать отвращение к коррупции на подсознательном уровне. Это намного эффективней любых слов и призывов.

— Не так давно у меня была возможность опробовать свою идею на одном совещании, — вспоминает психолог. Это был «круглый стол», где обсуждались вопросы борьбы с коррупцией. Высокопоставленные представители администрации, ФСО и МВД говорили избитые фразы про «необходимость усиления борьбы...» и «ужесточение контроля...», а затем выступила я, просто продемонстрировав свои плакаты с подписями. После 40-минутного просмотра в зале повисла гробовая тишина минут на 10. Ощущение было такое, словно только после этих картинок все проснулись и наконец-то поняли, о чем они сегодня пришли разговаривать. После этого один чиновник встал и сказал: «Это не должно никуда попасть, иначе такие картинки дискредитируют образ чиновника!». Хотя у меня не было ни слова о госслужащих...

Так что распространять эти рисунки надо, и как можно быстрее, считает Власова. После того «круглого стола» губернатор Воронежской области пригласил ее в администрацию региона, чтобы она прочитала антикоррупционную лекцию его сотрудникам. А после Власовой поступило аналогичное предложение из Владикавказа.

Психолог уверена — если регулярно демонстрировать картинки со слоганами по телеканалам, развешивать в виде рекламных баннеров на улицах на правах социальной рекламы, у общества обязательно возникнет отвращение к изображенным образам. А когда в их жизни возникнет похожая ситуация — риск «заразиться» коррупцией, — их подсознание извлечет эти образы и остановит от постыдного шага, порицаемого гражданским большинством. Ну а дополнительные меры воздействия как сдерживающие факторы — в виде частых проверок чиновников и анонимных жалоб граждан по фактам вымогательства взяток — только усилят эффект.

Интересно, что нашему психологу вторят и зарубежные коллеги, которые поставили коррупционеров в один ряд с... алкоголиками. При помощи нейробиологов они заглянули в мозг людей, которым предоставили бесконтрольный доступ к деньгам общества. Оказалось, что коррупция сродни воздействию алкоголя. «При бесконтрольном доступе к деньгам активизируются те же области мозга, что и при опьянении, — они связаны с расторможенностью», — утверждает голландский психолог Йорис Ламмерс. Так вот откуда страсть некоторых власть имущих и их приближенных к бесконечному разворовыванию казны, накоплению квартир, машин, золотых и даже не золотых украшений! Эти люди просто больны, они лишены рассудка, словно забулдыги, выпивающие ежедневно по две бутылки беленькой, и все им мало. А потому — немедленно отпускаем всех из-под домашних арестов и отправляем на принудительное лечение от опьянения богатством...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру