Европа ухватилась за соломинку

Автовладельцы стали заменять бензин на сено

Выхлопные газы вредны для атмосферы, бензин дорожает, так, может, вместо транспорта стоит снова перейти на одну живую лошадиную силу? Зачем, если уже появились машины, которые тоже ездят… на соломе. Точнее, на выделенном из нее биотопливе этаноле. Часть Европы и Америки уже пользуется заправками будущего.

Репортер “МК” побывал в Дании на самом большом в мире заводе по производству второго поколения этого биотоплива и задался вопросом: как скоро мир откажется от российской нефти?

Автовладельцы стали заменять бензин на сено
фото: Мария Белова

По пути на завод наш автобус сворачивает на заправку. На одном из “пистолетов” висит предупреждение: “Внимание, биотопливо!”. Бензин, в который добавлено 5 процентов этанола, не подходит для дизельных двигателей, а вот владельцы обычных малолитражек в Дании могут заправить свою машину биотопливом уже почти на каждой заправке.

— Во-первых, у нас каждый заботится об экологии, в Европе и Копенгагене в частности по этой причине многие предпочитают машинам велосипеды, — говорит Кристиан Олесен, сотрудник Климатического консорциума Дании. — А во-вторых, бензин у нас экспортный, слишком дорогой. Биотопливо обходится дешевле на те же 5 процентов.

Улетная травка

В октябре Дания вдруг взяла и отпраздновала День энергетической независимости планеты Земля. Связано это было с тем, что в их Коллунборге открылся завод, который представил новую технологию по выработке биотоплива. При чем здесь независимость от планеты, не очень понятно, так как этанол на этом заводе добывается из соломы. Скорее стоило отмечать следующую ступень энергетической самостоятельности от других стран: в Дании и так треть всей энергии вырабатывают ветряки, солнечные батареи, морские приливы... А теперь еще и бензин можно разбавить экологически чистым продуктом.

Завод нового поколения напоминает чудище: так и представляешь, как в его утробе “пережевываются” тонны соломы, а на выходе вместо молока получается горючее. И нас действительно для начала заводят в огромный ангар, сверху донизу заваленный кубиками прессованного сена. Рабочие грузят их в вагоны, которые отправляются по “пищеварительному тракту” завода. В следующем зале расположены огромные цистерны, в которых происходят химические реакции.

— Можно сказать, вы сейчас увидите кругооборот сена в производстве. Мы можем вырабатывать 1,4 млн. галлонов целлюлозного этанола в год, — говорит вице-президент компании Микаель Персон. — Отходы тоже не пропадают: часть из них становится чистым топливом, которым можно заменить уголь на электростанциях, — таким образом, энергия, которая уходит на переработку соломы, частично сама себя окупает. Другая часть подходит для корма травоядным животным, так что массовое потребление соломы никак не повлияет на продовольственный сектор.

Именно в этой всесторонней полезности и есть новаторство данной технологии. В 2005 году треть всего бензина в США продавалась с этанолом, который составлял 85 процентов в смеси. В других странах разрешено использовать от 2 до 24 процентов этанола при заправке машин с обычным двигателем внутреннего сгорания. Для большей концентрации биотоплива требуются специальные “гибридные машины”, которые давно выпускают автопроизводители Америки.

— До сегодняшнего момента в мире целлюлозный этанол выделяли из кукурузы и сахарного тростника, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пекин. — Пять лет назад в мире на этот счет был настоящий бум, однако это сразу ударило по продовольственному сектору: сахар стал дорожать, так как на него не хватало урожая — все пустили на топливо. А солома никому не нужна — зерно с нее уже собрано. И раз о корме для животных подумали, значит, и с мясомолочной продукцией перебоев не возникнет. Так что можно назвать эту технологию прорывом.

Мы предпочитаем потреблять горючее внутрь

Своей нефти в Дании, по сути, никогда не было, поэтому стране выгодно развивать альтернативные способы добычи энергии и продвигать их на международном рынке. По той же причине там так яро призывают к борьбе за экологию и противодействию парниковому эффекту. Киотский договор 91-го года, предварительное соглашение на конференции ООН в Копенгагене о снижении выбросов СО2 в атмосферу на самом деле большая политическая и экономическая игра.

— Вообще-то влияние человека на парниковый эффект и как следствие на климат — научно доказанный факт, — говорит Олег Анисимов, сотрудник Государственного гидрологического института Санкт-Петербурга и участник Межправительственной группы экспертов по изменению климата. — Углекислый газ в атмосфере растет с каждым годом из-за отходов производства, выхлопные газы от транспорта тоже усугубляют процесс. Хотя выбросы метана из-за таяния вечной мерзлоты приносят в окружающую среду не меньше вреда. Пока есть долгосрочный прогноз, что к 50-му году среднестатистическая температура вырастет в среднем на два градуса. Это довольно много в масштабах мира, но вряд ли сразу приведет к глобальной катастрофе.

А до этого идею глобального потепления можно эксплуатировать в своих интересах.

На конференции ООН в Копенгагене все участники Киотского соглашения пообещали снизить выбросы СО2 к 20-му году на определенные проценты. Теперь это дело политического престижа. Кроме того, образовался международный рынок квот — страны могут продавать сэкономленные выбросы тем, кто не добился обещанного результата. Другими словами, делать капитал практически из воздуха. А сколько новой продукции можно изобрести и выставить на продажу!

— Вредные выбросы от машины, работающей на биоэтаноле, на 85% меньше, чем от бензина, — говорит вице-президент биотопливной компании Микаель Персон. — По мощности, правда, машина уступает, но и это не так плохо — в Европе и не принято гонять на большой скорости, меньше будет аварий.

У России в международных соглашениях на данный момент выгодная позиция как бы поневоле: из-за того, что после перестройки разрушились все заводы, у нас скопился огромный запас квот. Участвовать в переговорах нам выгодно. Но, с другой стороны, экспорт нефти — одна из самых важных статей дохода для российской экономики, так нужна ли нам вся эта зеленая политика?

— Производство этанола не обходится дороже, чем добыча нефти. Может быть, это даже и выгодней, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пекин. — Но пройдет не один десяток лет, прежде чем этот бизнес разрастется настолько, чтобы мы стали нести убытки в нефтяном бизнесе. Для этого надо всю Европу засеять соломой и не один завод построить!

Однако то, что нефтяная эра потихоньку уходит в прошлое, — это очевидно большинству специалистов. В разных сферах инфраструктуры на смену придет природный газ, водород и электричество. Германия, основной покупатель нашей нефти, уже потихоньку переходит на электромобили, которые работают от аккумуляторов. Но для этого надо всему населению покупать новые машины.

Специалисты не исключают, что в ближайшие десятилетия мы можем перестать экспортировать бензин и он будет вращаться только на внутреннем рынке России. В любом случае мы сами вряд ли вскоре откажемся от этого вида горючего.

— А что вы будете делать, если нефть закончится? Многие страны уже пережили кризис, — пугают датчане.

О таких перспективах мы пока боимся даже задумываться — альтернативную энергию мы почти не используем. А этанол изготавливаем только для одной национальной традиции — принятия его “на грудь” в составе спиртных напитков. Что, впрочем, еще не решило ни одной глобальной проблемы.

Копенгаген—Москва

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру