Кто-то знает навскидку, где находится север и как выйти из здания. Другие много лет могут жить в квартире, не осознавая, с какой стороны они выходят на улицу. Различия между людьми, включающие навыки восприятия пространства, опыт и предпочтительные стратегии ориентирования являются частью того, что определяет, станут ли люди блуждать в больших зданиях - и психологи могут помочь архитекторам понять, где и почему люди начинают теряться в их детищах, говорится в статье, опубликованной в «Актуальных направлениях в психологической науке» (Current Directions in Psychological Science), журнале Ассоциации психологических наук (Association for Psychological Science).
Когда вы входите в новое здание, вы тут же начинает строить когнитивную карту — т. е. формировать в вашем сознании представление об объектах и местоположениях в конкретно взятой окружающей среде. Успех в перемещении по зданию может зависеть от того, какую информацию вы заложили в когнитивную карту. "Например, представьте себе посещение кабинета нового врача. Вы идете в парадный вход и находите свою дорогу в кабинет, собирая информацию о вашем маршруте и объектах, фиксируя их в своей когнитивной карте. Самое интересное, как эта информация будет использована, когда вам после посещения кабинета нужно будет направить ваши стопы обратно к входной главной двери.
"Если вы принимали во внимание последовательность поворотов на пути к доктору, то у вас могут возникнуть трудности, ведь вы должны помнить все, чтобы обратить последовательность перемещения вспять, и по мере того, как число поворотов растет, ориентация затрудняется все больше и больше. Однако вместо этого, если вы уделили больше внимания объектам (предметам), которые вы миновали, вы можете пройти обратно к входной двери за счет перехода от одного знакомого объекта к другому без учета последовательности поворотов. Эта стратегия будет работать, пока вы встречаете уже знакомый объект. Если вы заблудитесь и попадете в неизвестную часть здания, то при поиске обратной дороги вы столкнетесь с трудностями", говорит Лора Карлсон (Laura A.Carlson) из Университета Нотр-Дама (США).
В некоторых зданиях, стратегии людей и качество их когнитивных карт не имеют большого значения. "Если здание имеет очевидную структуру с протяженными линиями вида, вам не придется полагаться на внутреннее представление о вашем пути", объясняет Карлсон.
С другой стороны некоторые здания затрудняют ориентирование. Карлсон и ее соавторы в качестве примера рассматривают Центральную библиотеку Сиэтла в США (Seattle Central Library).
Смелое здание, спроектированное голландским архитектором Ремом Колхасом, было открыто в 2004 году и удостоилось премии за архитектурный дизайн. Однако посетители этой библиотеки непрерывно жалуются на то, что в нем очень трудно ориентироваться. Люди ждут, что у этажей должны быть похожие расположения, однако первые пять уровней библиотеки отличаются один от другого; даже наружные стены не имеют ожидаемой выстроенности в ряд. Обычно углы обзора помогают людям идти назад, однако в этой библиотеке есть длинные эскалаторы, которые перескакивают через уровни, усложняя осознание того, куда и где посетители движутся.
Для пользователей зданий, которые воспринимают навигацию в новых окружающих средах сложной, предлагаются весьма полезные стратегии. "Раньше я волновалась, когда исхаживала новые города в одиночку, сталкиваясь с поиском обратной дороги в отель", вспоминает свой «пространственный опыт» Карлсон. "Однако, я придумала для себя один весьма эффективный трюк. На каждом "перекрестке", где мне нужно повернуть, я оборачиваюсь по кругу, чтобы зафиксировать то, как перекресток будет выглядеть по ходу моего возвращения. Таким образом, я смогу признать его с другой точки обзора, и могу сохранить эту точку вида в моей когнитивной карте".
Хотя, говорит Карслон, архитекторы нередко могут относиться к сорту людей с очень сильными пространственными навыками, поскольку их ремесло требует многочисленных пространственных экстраполяций, таких, как необходимость представить трехмерное пространство на основе двухмерных описаний. Правда, одним неожиданным последствием таких способностей является то, что их проекты, возможно, не очень доступны пользователю с более бедными пространственными навыками, в связи с чем архитекторы зачастую не способны до конца предвидеть, где у посетителей некоего здания могут возникнуть навигационные трудности.
Архитекторы и когнитивные психологи должны учиться друг у друга, полагает Карлсон. Архитекторы могли бы объяснять, как они используют особенности того или иного здания, рекомендуя определенные модели передвижений внутри построек. Пропагандой исследований о том, как люди перемещаются в пространстве, ученые могли бы способствовать накоплению знаний о том, как мы формируем когнитивные карты и какие стратегии используют совершенно разные люди, пытаясь найти свой обратный путь.