Российские двигатели – лучшие в мире
«У нас совершенно точно есть технологический приоритет по мощным кислород-керосиновым двигателям, - говорит Пайсон. - Двигатели линейки РД-170/180/190 по показателям - лучшие в мире. Сейчас они используются в составе ракеты-носителя (РН) «Ангара» в разных модификациях, они же поставляются для американских РН «Атлас» и «Антарес», и они же сыграют ключевую роль в создании будущей российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» - нашего флагманского решения, на основе которого будет закладываться и российская новая сверхтяжелая ракета-носитель».
Конкуренты за океаном стремятся удешевить технологию производства космических двигателей, к примеру, на том же Falcon-9 используются более дешевые двигатели с несколько более скромными удельными показателями. Специалисты же из НПО «Энергомаш» (входит в Роскосмос) обеспечивают конкурентоспособность за счет развития решений, в свое время ставших лучшими в мире.
Для чего нам две линейки ракет-носителей
Итак, мы упомянули о «Союзе-5», головным разработчиком которого выбрана РКК «Энергия» (входит в Роскосмос). И одновременно с ракетой среднего класса «Союз-5» (и «сверхтяжем» на ее основе) в будущем будет эксплуатироваться и другая линейка средств выведения – ракеты-носители «Ангара».
Как мы знаем, в прошлом году Роскосмос отказался от пилотируемого варианта «Ангары», разрабатываемой Центром Хруничева (входит в Роскосмос), отдав предпочтение существующему пока на бумаге «Союзу-5». О плюсах и минусах этих двух технических решений между разработчиками до сих пор идут споры. Мы же попытались понять, какие основные задачи планируется возлагать на одну и другую ракеты в будущем. И зачем нам вообще две линейки РН, не экономичнее ли было остановиться на какой-нибудь одной?
«Во-первых, во всем мире принято обеспечивать взаимозаменяемость, резервирование семейств ракет-носителей, - поясняет Дмитрий Пайсон. - Есть, например, доктрина Министерства обороны США по средствам выведения, в которой написано, что не менее двух разных семейств РН должны быть в наличии в любой момент, чтобы, с одной стороны, иметь гарантию в случае возникновения технологических или производственных проблем с одним из носителей, а с другой – не давать производителям «почивать на лаврах», обеспечивая конкуренцию за госзаказ. Средства выведения, планируемые в линейках «Союз-5» и «Ангара» напрямую друг с другом не конкурируют («Ангара-5» - носитель тяжелого класса, он в перспективе заменит «Протон», а «Союз-5» перекрывает средний и сверхтяжелый диапазоны полезных нагрузок), и при этом позволяют сохранить два независимых технологических и производственных ряда, что в современных условиях актуально – вряд ли «в случае чего» Россия будет запускать свои критически важные нагрузки на европейских или американских носителях.
Есть еще один существенный резон создавать новый «Союз-5» - ракета изначально планируется для запуска человека, на пилотируемые корабли рассчитан и будущий «сверхтяж». Требования к носителю, который будет выводить в космос корабль с людьми, влияют на конструктивные параметры ракет. Например, для пилотируемого использования пришлось бы, например, модифицировать ряд систем «Ангары» для повышения безопасности экипажа. А в «Союз-5» необходимые решения закладываются с самого начала.
«Союз-5» - флагманское решение Роскосмоса
С РН «Союз-5» связано много надежд. Ее базовая версия грузоподъемностью около 17 т позволит вовремя начать летные испытания нового корабля «Федерация». Его можно запустить со стартового стола на Байконуре не дожидаясь строительства нового комплекса под «Ангару» на Восточном, как планировалось раньше.
«Еще одно преимущество новой ракеты в том, что после того, как она «наберет» определенный уровень надежности за счет бюджетных запусков, ее можно будет эффективнее использовать на коммерческом рынке, когда предприятие выйдет на необходимый объем производства «Союза-5», она сможет составить ему реальную конкуренцию. - говорит Дмитрий Пайсон. - О совместном коммерческом использовании будущего носителя есть договоренность с Казахстаном – в рамках проекта «Байтерек». Также есть возможность запускать эту ракету-носитель с платформы «Морской старт» - здесь тоже есть возможности по реализации совместных проектов.
Таким образом, предприятия Роскосмоса, согласно указу президента, приступают к разработке эскизного проекта на космический ракетный комплекс ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК). Этот носитель должен стать штатным для «лунной» «Федерации». Когда подойдет время строительства лунной орбитальной станции (как сообщалось ранее, Россия договорилась о ее совместном создании с США), в доставке грузов и людей к нашему естественному спутнику будут задействованы все средства выведения соответствующего класса, имеющиеся в распоряжении Роскосмоса, NASA и других участников проекта.