Институт развития
профессионального
образования
Как подготовить рабочие кадры для всей страны
России нужны рабочие кадры, профессиональные, хорошо подготовленные, с опытом работы на самом современном оборудовании, и чтобы с новейшими технологиями на «ты». Стране важно самостоятельно развиваться и поддерживать высокий уровень технологической и экономической независимости.
Особая ответсвенность в этом вопросе ложиться на систему подготовки квалифицированных кадров, способных эффективно отвечать на вызовы времени.

Рабочие профессии сегодня преимущественно получают в колледжах, и оттого как будет выстроена система среднего профобразования, насколько тесной будет ее связь с реальными кадровыми запросами регионов как глубоко в эту систему будут погружены отраслевые предприятия напрямую зависит завтрашний успех технологической независимости страны.
За последнее десятилетие изменился имидж колледжей. Сегодняшний юрист или экономист, только что окончивший вуз, позавидует возможностям, которые есть у мастера слесарных работ и токаря. Потому что последнего готовили по обновленным программам, составленным с участием завода, на котором теперь работает бывший студент колледжа. А работает он там, потому что успешно сдал демонстрационный экзамен и предприятие его «вело» к себе целенаправленно. Есть ли у сегодняшнего юриста такая уверенность на рынке труда, да еще и в первый же год после окончания обучения? Сомнительно. А вот тем, кто выбрал рабочую профессию или специальность, сомневаться не приходится — их не просто ждут, им порой готовы платить зарплату, в разы превышающую среднюю зарплату в регионе.

Как же из некогда совсем непопулярного учебного заведения сегодняшние колледжи получили такие программы, оборудование, таких мастеров- преподавателей и, вместе с этим, такую популярность и престиж? В основе верно выбранная стратегия, говорят участвующие в этой работе эксперты Института развития профессионального образования (ИРПО) — института, который по своей сути собирал эту конструкцию руками, дирижируя реализацией федеральных проектов и программ таким образом, чтобы все позитивные изменения затронули каждый регион страны без исключения.
Как обеспечить страну квалифицированными кадрами?
Перед институтом и перед всей системой среднего профессонального образования (СПО) новый масштабный вызов — технологический суверенитет. А значит, подготовка кадров должна быть не просто качественной, она должна вестись по приоритетным для экономики направлениям подготовки, с нужными объемами, необходимым количеством студентов по каждой необходимой востребованной специальности.
Как решает эти задачи институт, и что сегодня собой представляет главный «мозговой центр» развития среднего профессионального профобразования?
Федеральный проект «Профессионалитет», стартовавший в 2022 году, показал свою эффективность в сфере подготовки востребованных специалистов. Здесь созданы все условия для того, чтобы каждый студент смог получить актуальные практические навыки. Учебные зоны в колледжах и техникумах приближены к условиям реального производства, работодатели принимают непосредственное участие в образовательном процессе, и мы видим, что число участников проекта растет с каждым годом
Сергей Кравцов
Министр просвещения Российской Федерации
Прежде всего, стоит отметить федеральный проект «Профессионалитет» — одна из ключевых инициатив Министерства просвещения Российской Федерации. Проект направлен на синхронизацию образовательного процесса в колледжах с запросом со стороны предприятий для системного развития российской экономики в условиях импортозамещения.
По сути, это новая модель профобразования среднего профессионального образования с короткими сокращенными в теоретической части и максимально современными образовательными программами, с активными практикоориентированными формами обучения, а также с прямым включением ведущих отраслевых предприятий в образовательный процесс.

«Профессионалитет» стал своеобразным локомотивом комплексной перезагрузки СПО. Среди его задач с учетом растущего интереса молодежи к обучению в колледжах — широкое распространение региональной отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов среднего звена и рабочих по востребованным специальностям и профессиям. В рамках проекта созданы Кластеры среднего профессионального образования, напрямую связанные колледжи с работодателями.
Экосистема проектов ИРПО
Инфраструктура кластеров
Чем перспективен «Профессионалитет» для абитуриента
Учеба по-новому — с упором на практику и IT, современные лаборатории и высокотехнологичное оборудование, стажировки и трудоустройство в ведущие отраслевые компании страны, компетентные преподаватели с практическим опытом, программы обучения, разработанные совместно с работодателями.

Также ИРПО развивает программы наставничества в колледжах по всей стране. Наставничество удивительно многогранная тема, которая и опыт преподавателей оценит по достоинству и молодым «вчерашним» студентам, вышедшим на работу в колледжи, поможет войти в профессию. Это передача опыта, диалог между поколениями, и выстраивание горизонтальных связей, которые помогут создать правильную атмосферу для учебы. В июле этого года в Калуге состоялся Первый Всероссийский съезд Наставников. И он вызывал ажиотаж, приехали почти 350 человек со всей страны, для которых наставничество является неотъемлемой частью их жизни.
Под кураторством института на базе Федерального технопарка профессионального образования в Калуге создана образовательная платформа «Мастерская наставничества». Это центр развития профессиональных навыков для многих специалистов среднего профессионального образования региона и популяризации наставничества.

Один из главных «локомотивов» популярности рабочих профессий среди молодежи — чемпионатное движение, в котором у каждого появляются новые возможности заявить о себе на всю страну и найти высокооплачиваемую работу на передовом предприятии. И здесь стоит остановиться подробнее. Несколько лет Россия входила в движение Worldskills, набираясь, с одной стороны, опыта в масштабных состязаниях, но с другой — оставалась зависимой от однобокой зарубежной модели их продвижения. Ситуацию кардинальным образом исправило создание собственной линейки чемпионатов для студентов колледжей.
24
отрасли экономики
79
регионов
370
кластеров
Вот уже второй год подряд в стране проходит чемпионат высоких технологий и чемпионат профессионального мастерства, богатая на события история у чемпионата внутри движения «Абилимпикс», а также чемпионата по творческим компетенциям «Artmasters».
Все они высоко ценятся в студенческой среде, так как работают в формате реального профессионального лифта для участников, помогая раскрыть их потенциал и профмастерство. Организация стажировок, которые всегда тесно связаны с чемпионатными событиями, и последующее трудоустройство позволяют молодым специалистам быстро интегрироваться в производственные процессы.

Создав линейку отечественных чемпионатов, российская система среднего профобразования сделала еще один уверенный шаг вперед. Экспертное сообщество расширилось за счет привлечения представителей промышленности и отраслевых компаний. Ориентир заданий ориентировали на запрос реального сектора экономики, а участвовать в разработке заданий стали представители отраслевых предприятий и индустриальные эксперты. Инфраструктуру чемпионатов направили на запрос реального сектора экономики, а не на производителей оборудования. Как результат предложения по стажировкам и трудоустройству стали поступать всем призерам.
Поменялись и подходы к популяризации чемпионатного движения. В рамках каждого из чемпионатов созданы и работают каналы коммуникаций, включая тематические группы в соцсетях и информационные каналы на популярных площадках. Все они ярко и наглядно отражают события и формируют позитивное информационное поле вокруг СПО.
чемпионаты
для студентов колледжей
ЭКОСИСТЕМА ВСЕРОССИЙСКОГО ЧЕМПИОНАТНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ
Речь идет не просто об импортозамещении, а о создании собственной конкурентоспособной технологической базы, которая позволит России диктовать свои условия на глобальном рынке.
Технологический суверенитет — это способность государства самостоятельно создавать и контролировать ключевые технологии, которые являются критически важными для экономики
Об острой потребности в кадрах регулярно говорят чиновники на всех уровнях. Цифру в миллион специалистов как главный ориентир для подготовки кадров по отраслям, ключевым для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности страны, обозначил Президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в минувшем году. Важность формирования кадров системой СПО для обеспечения технологического лидерства страны обозначены и в концепции технологического развития России.
С каждым годом эта цифра, благодаря правильной стратегии и четкому планированию, будет расти
Технологический суверенитет
за счет новых кадров
ТОП-5 ВЗЛЕТЕВШИХ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОЛЛЕДЖАХ
Дмитрий Чернышенко
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
> 360
тыс. выпускников
подготовлено только в 2023/2024 учебном году по профессиям и специальностям, необходимым для реализации проектов техсуверенитета и структурной адаптации экономики.

Миллион специалистов — это много. Но система СПО готова внести свой вклад в кадровое обеспечение техсуверенитета страны.
Данные говорят о том, что ФП «Профессионалитет» показывает хорошие результаты. Среди направлений подготовки, куда теперь поступают гораздо активнее, информатика, машиностроение, транспорт, фармация, информационная безопасность, и все они уже в самом ближайшем будущем будут определять развитие российской экономики.
Весь набор условий выполняется в стране уже сейчас. Мы видим наглядную картину в реальном времени, так как собираем фактически всю статистику, полный набор данных системы СПО по стране, с каждого региона, с каждого колледжа. И для этой системы сейчас настало самое подходящее время разобраться в вопросе технологического суверенитета и внести свой вклад в достижение Россией технологической и производственной самостоятельности.

Система среднего профессионального образования может и должна внести свой посильный вклад в развитие технологического лидерства страны и обеспечить приоритетные отрасли экономики востребованными кадрами.
Миллион новых высококвалифицированных кадров на первый взгляд совершенно невероятная цифра. Однако сделать это за пять лет возможно при правильной стратегии, четком планировании и достаточной поддержке системы среднего профобразования.
Сергей Кожевников
Ректор ФГБОУ ДПО ИРПО
595,9
тыс. молодых людей
поступило на программы техсуверенитета в 2023/24 учебном году, что составило почти половину от всех поступивших СПО в стране
самые популярные специальности
ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА
Прогнозы внушают еще больший оптимизм
Выходит, что потенциал системы СПО высок, но как его правильно использовать? Или, иными словами, на языке статистики — насколько это предложение структурно и соответствует реальным и перспективным потребностям технологических производств?
> 1,6 млн
студентов колледжей
разных курсов учились по востребованным и необходимым для технологического развития страны направлениям подготовки в 2023/24 учебном году
В этой ситуации нужен прогноз, который восполнит существующие пробелы. Важно понимать, какие кадры будут реально востребованы и внесут вклад в технологическое развитие.

Сейчас направления технологического суверенитета – это ключевые точки роста системы СПО. И они охватывают разнообразные направления и специальности.
Александр Муратов
проректор ИРПО
для новой экономики
Новые профессии
Интересный факт
Да, ведущие эксперты ИРПО прямо указывают на особую роль новых профессий, которые появляются уже сейчас. Прежде всего, интерес вызывают так называемые сквозные технологии. Это направления, которые влияют сразу на несколько отраслей экономики: робототехника, новые материалы, искусственный интеллект, большие данные. Именно в этих областях Россия намерена стать лидером, и подготовка кадров для них уже ведется полным ходом.

Что нужно, чтобы подготовка кадров была успешной? Каждый колледж должен реализовывать на самые современные образовательные программы, в каждой программе должно быть много практики, а практика в форме стажировки– на ведущих производственных предприятиях. Благодаря ИРПО современные образовательные программы стали более гибкими – колледжи получили больше свободы в том, «чему и как» учить. Программы становятся актуальными – отвечают на запросы рынка труда – ведь студенты получают именно те навыки, которые хочет видеть конкретный работодатель в своем будущем сотруднике. А значит наш студент уверен в своей востребованности, и быстро адаптируется на рынке труда.
Чтобы сухие математические уравнения или химические формулы легче запоминались студентами, в колледже обучают химии, математике и другим предметам по-особому, «с учетом получаемой профессии», на основе специальных методик обучения. А чтобы было учиться еще интереснее – все студенты вовлекаются в воспитательную среду колледжей. Каждый студент найдет себе увлечение по душе: внеурочные занятия «Разговоры о важном», творческие конкурсы, участие в социальных проектах и многое другое.
60%
от общего количества девятиклассников
выбирают среднее профессиональное образование и доучивают обязательную школьную программу уже в стенах колледжей
ЭКЗАМЕНЫ ПО-НОВОМУ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ
Кстати, самый популярный вид выпускных экзаменов в СПО сегодня — демонстрационный, когда главный критерий не правильно ответить на билеты с вопросами, а показать реальный навык работы на настоящем производственном оборудовании
Студент-повар на экзамене приготавливает и выпекает торт, студент-модельер шьет платье, а автомеханик ремонтирует двигатель автомобиля. Собрал студент идеально деталь, выполнил высокоточную задачу — сдал демонстрационный экзамен, на то он и демонстрационный, чтобы будущий работодатель увидел результат студента своими глазами и при желании пригласил на вакантную позицию. Важно не просто сдать экзамен, но и продемонстрировать работодателю свои профессиональные навыки для дальнейшего трудоустройства и начала карьерного пути. Эффективность таких экзаменов доказана и временем, и количеством: через процедуру демонстрационного экзамена с 2017 года уже прошли более 1 млн человек.
ЭКЗАМЕНЫ
ПО-НОВОМУ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ
1 млн
человек
прошли через процедуру демонстрационного экзамена с 2017 года
Мнение, что колледж – это только про промышленность, ошибочно. Сегодня в колледжах можно стать профи для медиа, дизайна, музыки, анимации, мультимедийного контента, разработки игр, рекламы и цифрового маркетинга и ряда других креативных направлений.
КОЛЛЕДЖ – ЭТО КРЕАТИВНО
Есть даже колледжи, которые нацелены именно на креатив. Специальный проект «Подготовка кадров для креативных индустрий» стартовал недавно, но работает уже на территории 13 регионов: в Красноярском и Хабаровском крае, Республике Саха (Якутия), Удмуртской и Бурятской Республиках, в ХМАО, в Челябинской, Нижегородской, Оренбургской, Калининградской и Кемеровской областях, а также в Москве и ДНР.
Специально для них ИРПО разработал 37 новых рабочих программ дисциплин и сценарии выполнения практических занятий. Чему же там учат? Дают практические навыки работы с нейросетями, помогают создавать продукты на современном оборудовании, обучают работе с актуальным программным обеспечением, а также основам предпринимательства.

На базе каждого колледжа есть свой проектно-продюсерский центр и в первый же год обучения с помощью центров студенты уже привлекли более 5 миллионов рублей на выполнение коммерческих заказов. А для того, чтобы связать практику с будущими карьерными возможностями студентов, в каждом колледже ввели новую должность – продюсер. Именно он отвечает за привлечение заказов, организует производственный процесс, взаимодействует с тьюторами, кураторами и мастерами.
37
новых рабочих программ дисциплин
и сценарии выполнения практических занятий
уже сегодня по таким программам в шести колледжах занимаются
студентов
2,5 тыс.
Институт развития профессионального образования делает ставку на то, что система среднего профессионального образования станет фундаментом подготовки кадров, необходимых для технологического суверенитета России. В этой масштабной экосистеме важно создать и поддерживать слаженный механизм взаимодействия колледжей, промышленного сектора в лице крупных и средних производств, предоставив им возможность влиять на образовательный процесс, формировать совместные программы подготовки и вкладывать свои ресурсы в образовательную базу. Как отмечают эксперты ИРПО, именно в этой синергии ключ к решению масштабной кадровой задачи по подготовке рабочих кадров.
Роль системы профобразования
в подготовке специалистов
Особенно востребованы выпускники таких направлений, как техника и технологии строительства, машиностроение и информатика
818 тыс.
человек стали выпускниками СПО
в 2023 году, и это число продолжит расти. Большая часть студентов выбрали специальности, связанные с техническими и технологическими профессиями, что совпадает с приоритетами национальной стратегии технологического суверенитета страны
поступило в 2023 году на специальности в области информатики и вычислительной техники
студентов
115,9 тыс.
поступило в 2023 году на специальности в области машиностроения
студентов
78,1 тыс.
поступило в 2023 году на специальности в области фармации
студентов
19,6 тыс.
Главные проекты ИРПО
Курируя ведущие проекты, включая федеральный проект «Профессионалитет», институт собирает самые полные данные об образовательном пространстве системы СПО, следит за синхронизацией показателей образовательной среды с кадровой потребностью экономики, развивает наставничество, выходящее уже на международный уровень, и использует свою аналитическую базу и возможности своих научных коллективов для долгосрочной стратегии развития отечественного среднего профобразования.
Любой желающий может получить сегодня методическую поддержку института, если у него есть вопросы по своей образовательной траектории, или он нуждается в любой иной помощи внутри системы среднего профессионального образования. Для этого на базе института работает разветвленная сеть служб и телефонов поддержки.