В храме-музее Святителя Николая в Толмачах, который работает при Государственной Третьяковской галерее, находится одна из наиболее известных и особенно почитаемых икон Русской православной церкви — Владимирская икона Божией Матери.
История обретения
По легенде, евангелист Лука был искусным живописцем. Он собственноручно изобразил Божию Матерь, использовав как основу доску от стола, за которым Спаситель трапезовал со своими праведными земными родителями — Марией и Иосифом. Позже с этого образа художники сделали списки, один из которых в XII столетии оказался на Руси. Митрополит Михаил привез его из Византии в качестве подарка от патриарха, правившего тогда в Киеве, князю Мстиславу Владимировичу.
Первое время икона хранилась в женском Богородичном монастыре в городке Вышгород. Эти места были частью удела князя Андрея Боголюбского. Тот тайно перенес ее в свою княжескую резиденцию, которая находилась в селе Боголюбово, а потом в город Владимир.
Затем ее несколько раз переносили из Владимира в Москву, но всегда возвращали. Лишь в 1480 году, когда Иван III вынудил отступить золотоордынского хана Ахмата — это считается концом татаро-монгольского ига, — ее установили в кремлевском Успенском соборе.
На протяжении сотен лет чудотворная икона почти всегда оставалась в Москве и лишь несколько раз покидала русскую столицу. Государи России с XVI века венчались у нее на царство.
После революции 1917 года ее изъяли из Успенского собора и передали сначала в Государственный исторический музей, а несколько лет спустя — в Третьяковскую галерею.
В 1999 году новым местом нахождения стал храм-музей Святителя Николая в Толмачах. Он имеет статус одного из выставочных залов Третьяковской галереи, а в богослужебное время это действующая церковь.
Дни почитания
Икону почитают в память о чудесах, сотворенных ею:
- 26 августа (8 сентября по новому стилю);
- 23 июня (6 июля по новому стилю);
- 21 мая (3 июня по новому стилю).
В указанные дни заступничество Богоматери трижды спасало Москву от завоевателей — Тамерлана, Ахмата и Махмет-Гирея. Позже в честь этого в Русской православной церкви были установлены праздники.
О чем обращаются к Владимирской иконе Божией Матери
Ее тип — Умиление, один из наиболее трогательных и располагающих к молитве. Считается, что перед этой древней иконой можно молиться о любых нуждах. На Руси нередко просили Божию Матерь о том, чтобы она отвела напасти от города или всей страны при вражеских вторжениях. Просили мира, благополучия.
Но также уместно обратиться к ней с молитвой об исцелении, поиске работы, жилья, благополучии детей. Нередко к ее заступничеству прибегают те, кого настигли непростые жизненные обстоятельства. Молитва, обращенная к Пречистой Матери, помогает избавиться от сердечных болезней, бесплодия, восстановить мир в семье, получить прощение. Она дает возможность по-другому взглянуть на ситуацию, сделать выбор, найти правильное решение.
Самые почитаемые образы
Иконописцы сделали с нее немало списков. Часть из них хранится в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии. В основном они созданы в XIX веке, но один из них датируется XVI веком.
В коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева находится Волоколамская икона, которую Малюта Скуратов передал Иосифо-Волоцкому монастырю.
Прочие чудотворные иконы-списки с Владимирской Божией Матери — это:
- Селигерская;
- Заоникиевская;
- Оранская;
- Красногорская;
- Ростовская.
Чудесные события, связанные с Владимирской иконой Божией Матери
В истории образа было немало чудес, которые с ним связаны. Когда Андрей Боголюбский тайно увез икону из Вышгорода, на берегу Клязьмы лошади встали, и их никак нельзя было заставить везти повозку дальше. Когда их заменили свежими, ничего не изменилось. Лишь после того, как князь обратился с молитвой к иконе, Богоматерь велела ему отвезти образ во Владимир.
Некоторое время спустя при строительстве владимирских Золотых ворот рухнул свод. Не менее дюжины человек оказались под обломками. Князь горячо молился перед иконой, и все строители остались живы.
Но самое известное чудо произошло в 1395 году. Икону несли в Москву, и в те же дни на город двигались полки Тамерлана, завоевателя, который считался непобедимым. Но нашествия так и не случилось. Тамерлан развернул войско и вернулся в свои степи. День сретения (встречи) образа в центре Москвы стал также моментом основания Сретенского монастыря.