- Где можно поклониться мощам
- Земное житие
- Основание и развитие Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде
- Благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву
- Брат Сергия Радонежского
- Канонизация
- Почитание святого
- Когда обращаются с молитвой
- Молитва преподобному Сергию
- Чудесные истории
- Книги о жизни Сергия
Сергий Радонежский считается великим подвижником земли Русской — именно он положил начало эпохи русского монашества. В современном мире святого почитают как духовный идеал и приезжают со всех стран к его мощам для получения благословения.
Где можно поклониться мощам
Мощи преподобного Сергия Радонежского находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Приложиться к мощам можно в любое время, однако следует учитывать, что желающих обратиться к преподобному очень много, поэтому перед праздниками, а также в дни памяти может стоять большая очередь и попасть к мощам будет проблематично.
Побывать на службе можно в храме св. Иоанна Предтечи — исповедь проводится с 6 и 8 часов утра. Вечерняя служба проводится в 16:45.
Частицы мощей можно найти в следующих храмах Москвы:
- Илии Обыденного, Обыденский переулок, 2,около метро «Кропоткинская»;
- Св.Николая, ул. Маросейка, метро «Китай-город»;
- наподворье Троице-Сергиевой лавры, 2,Троицкий переулок,6а;
- в церкви Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве.
Земное житие
По данным агиографа Сергия Радонежского Епифания Премудрого, будущий святой родился 3 мая 1314 года недалеко от города Ростова. В миру преподобного звали Варфоломей. Он происходил из семьи поместных бояр. Родителей звали Кирилл и Мария. У Варфоломея было двое братьев — старший по имени Стефан и младший по имени Петр. В возрасте семи лет Варфоломея отдали обучаться грамоте, которая, к сожалению, мальчику не давалась.
Известно, что преподобный встретил некоего молящегося старца, который предсказал ему продвижение в обучении, и с этого момента Сергию стала легче даваться грамота. В Ростове преподобный также овладел греческим языком, в чем ему помог племянник, с 11 лет живший в Троицкой обители.
В дальнейшем святой переехал в Радонеж, что описывается в документах как принудительное переселение. По заверениям историков, переселение произошло в 1341 году, когда юному Варфоломею исполнилось 19 лет. Нет никакой однозначной информации о дальнейших событиях. Все источники сходятся на Покровском Хотьковском монастыре, куда Сергий направился после смерти своих родителей.
Вместе со старшим братом Стефаном святой отправился в пустынное жительство. Стефану жизнь в пустыни не далась, и после непродолжительных скитаний он ушел в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре.
Оставшись в одиночестве, Варфоломей принял постриг от игумена Митрофана, стал Сергием и уже в 1342 году образовал обитель, ставшую впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Первоначально вокруг подвижника было собрано 12 учеников, у которых Сергий стал игуменом. Монастырь стал самым известным и почитаемым на территории Руси в первую очередь благодаря чудесам, которые сопровождали преподобного на протяжении всей жизни.
В 1392 году Сергий скончался в глубокой старости, причастившись перед смертью. Свою братию игумен просил похоронить его останки на братском кладбище, но митрополит Киевский Киприан благословил погребение в деревянной Троицкой церкви. Спустя 16 лет храм был сожжен, там же построен новый.
В 1422 году началось строительство нового каменного собора, а на его месте были обретены святые мощи. Как тело, так и одежда остались в сохранности. Их временно перенесли в Троицкую деревянную церковь, а из нее по окончании строительства — в собор.
Основание и развитие Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде
В 1337 году Сергий вместе с братом Стефаном поселился на холме Маковец. Братья поставили деревянный храм во имя Святой Троицы, который был освящен только спустя три года, в 1340 году. От территории современной лавры храм занимал лишь малую часть и находился в юго-западном углу.
Когда преподобный остался в одиночестве после ухода брата, вокруг кельи начали появляться иноки. В 1355 году было решено ввести общежитийный устав и разделить монастырь на три части: основную жилую, общественную и оборонительную. По мере расширения территории монастырь обнесли тыном и установили над воротами деревянную церковь имени Дмитрия Солунского.
Сначала игуменом стал Митрофан, осуществивший постриг Варфоломея, а после его кончины место перешло преподобному Сергию Радонежскому.
В начале XV века монастырь разграбили и сожгли, после чего начался долгий путь по его отстраиванию, расширению и развитию. Первое каменное сооружение появилось в 1422 году на месте деревянной церкви. Троицкий собор почитался князьями: здесь скреплялись договоры, решались междоусобные неурядицы, совершались крещения наследников и проводились молебны.
В середине XVI века появился новый Успенский собор, строительство которого длилось на протяжении многих лет. Освятить его удалось после смерти Ивана Грозного в 1585 году.
В Смутное время монастырь выдержал осаду продолжительностью 16 месяцев, в ходе которой обитель обстреливали из 63 орудий и регулярно штурмовали. Осаду сняли в 1610 году, после чего последовали длительные восстановительные работы. С началом Северной войны строительство замерло, и только в 1708 году было решено укрепить стены.
Расцвет монастыря пришелся на царствование Елизаветы Петровны. К 1763 году лавра стала самым богатым монастырем в России: ей принадлежало более 100 000 крестьян.
В XX веке для монастыря были трудные времена—лавра была признана трудовой артелью, но монашеская жизнь не останавливалась. В 1919 году было решено закрыть лавру из-за нехватки помещений для больниц и образовательных учреждений. Монастырь был закрыт, а братия переселена в трудовые коммуны.
Поскольку в 1930-х годах многие памятники лавры были приспособлены под жилье, в нынешнее время активно ведется реставрация и возвращение монастырю первоначального облика.
Благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Огромную роль в успехе русского войска во время Куликовской битвы сыграли монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Сергий Радонежский благословил обоих и предрек победу, превратившую московского князя Дмитрия Ивановича в важную историческую фигуру — Дмитрия Донского.
Существует несколько версий боя между Челубеем и Пересветом. По одной из них оба богатыря столкнулись и рухнули наземь мертвыми. По другой—Пересвет снял с себя кольчугу и остался лишь в иноческой одежде. Челубей проткнул беззащитного соперника, но русский богатырь сумел добраться до противника и погубить его.
Андрей Ослябя также погиб в бою. Он был одним из первых, кто бросился на противника после смерти Пересвета. По преданию, именно Ослябя позаботился о раненом князе и отнес его под березы, где его найдут после сражения.
Оба монаха причислены к лику святых. День памяти — 7(20) сентября.
Брат Сергия Радонежского
Оставив Сергия, Стефан направился в Москву, где в скором времени стал монахом Богоявленского монастыря. Стефан вел постническую жизнь и трудился. В 1319 году здесь принял постриг Алексий (Бяконт), с которым они жили общей духовной жизнью.
Великий князь Симеон Гордый приблизил Стефана и назначил своим духовным отцом, после чего многие бояре стали обращаться к преподобному за помощью. В 1353 году эпидемия чумы унесла жизнь князя Симеона и Феогноста. Новый правитель Иоанн II был против влияния бояр, что стало поводом для возвращения Стефана на Маковец.
Но между братьями возникли споры. Стефан требовал большего почтения и соблюдения традиций особножительства, в то время как Сергий преобразовывал обитель в общежительную. Результатом стал уход Сергия из обители.
Дата кончины Стефана неизвестна. Есть основания предполагать, что он ушел из жизни позднее брата.
Канонизация
Ранее русская церковь не придерживалась обязательной соборной канонизации. Поскольку именно в этот период началось почитание Сергия Радонежского, документальных подтверждений и сообщений о времени и месте его канонизации не сохранилось.
В описаниях жития Сергия упоминаются княжеские грамоты, датированные до 1448 года, где Радонежского называют преподобным старцем. Историки считают, что в этих известиях он указан как местночтимый святой. В ряде энциклопедий указан 1452 год в качестве даты причисления Сергия к лику святых.
В 1427 году на родине святого был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь, который в нынешнее время известен как подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Почитание святого
Дни памяти: 25 сентября (8 октября), 5 (18) июля и 6 (19) июля.
Когда обращаются с молитвой
К святому обращаются за помощью в самых разных ситуациях. Чаще всего молитвенные прошения возносятся в следующих случаях:
- помощь в обучении;
- избавление от гордости, научение смирению;
- исцеление от разнообразных недугов;
- разрешение конфликтных ситуаций, исключение несправедливости;
- помощь вдовам и детям;
- заступничество при защите государства и содействие в укреплении боевого духа;
- помощь в процветании.
Молитва преподобному Сергию
О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Чудесные истории
С преподобным Сергием связано очень много чудесных историй. Среди самых запоминающихся стоит отметить чудо в городе Опочке.
Литовский король направил многочисленное войско с военными орудиями в город и начал осаду, в ходе которой у жителей не осталось камней и деревьев для обороны. Одной из женщин во сне явился Сергий и спросил, почему жители города унывают, если у городской церкви за алтарем очень много камней.
Проснувшись, женщина поведала о видении воеводе, но он не прислушался к ее словам. Зато нищий, услышавший их разговор, пошел к указанному месту и нашел склад камней, о котором никто ничего не слышал. С помощью этих камней горожане выдержали осаду и разгромили войско.
Книги о жизни Сергия
- А. Коскелло. «Избранник Святой Троицы. Книга о преподобном Сергии Радонежском», 2014 г.
- Б.К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский», 1920 г.
- Николай Борисов. «Сергий Радонежский. И свеча бы не угасла», 1990 г.
- Епифаний Премудрый. «Житие преподобного Сергия», 1417 г.