Необычная икона — «Троеручица» — изображает Богоматерь с Младенцем, который сидит на Ее правой руке. Левой же рукой Пресвятая Дева показывает на своего Божественного Сына, как бы обращаясь к нему в диалоге, не слышимом зрителям. Но в изображении есть еще одна рука, которую иконописцы рисовали по-разному. На одних списках она принадлежит Богородице, на других — располагается отдельно, внизу. В свое время такая трактовка иконографии смущала верующих настолько, что Синодом был издан специальный Указ о запрете изображать образ Пречистой Девы с тремя руками, принадлежащими Ей самой.
История обретения
Есть две легенды, повествующие о том, как верующие обрели «Троеручицу». Одна из них связана с Иоанном Дамаскиным, или Мансуром. Это был талантливый христианский богослов и философ, живший в VII в. н.э. при дворе халифа города Дамаска. В те времена набирало силу движение иконоборчества, последователи которого утверждали, что слова «Не сотвори себе кумира и подобия его» прямо относятся к изображению Господа Бога и святых. Иконы считались языческими символами, безжалостно уничтожались.
Дамаскин был противником такого варварского подхода к христианским святыням, писал гневные письма императору Византии Льву Исовру, чем вызвал крайнее недовольство базилевса. Царь отправил халифу послание, в котором оклеветал преподобного Иоанна, утверждая, что последний служит врагам. Халиф разгневался и отрубил своему бывшему приближенному правую кисть.
Мансуру удалось выпросить назад отрубленную руку. Сгорая от нестерпимой боли, он обратился с мольбой к Богородице об исцелении, обещая трудиться в Ее славу всю жизнь. Дева Мария ниспослала благодатный сон мученику. Когда Иоанн проснулся, то увидел, что кисть чудесным образом приросла обратно. Халифу стало известно о чуде, и он предложил Дамаскину занять прежнюю должность при дворе, но святой угодник отказался. Иоанн заказал в мастерской точную копию своей кисти из серебра и прикрепил ее к иконе Богоматери. Богослов отправился в монастырь св. Саввы Освященного и передал братии изображение. Впоследствии оно попало в афонский монастырь Хиландар.
Вторая версия обретения гласит, что сербский иконописец, живший при Хиландарском храме, изображал Богородицу и стирал рисунок, поскольку там постоянно проступала третья рука. В конце концов Дева Мария явилась ему во сне и повелела оставить образ как есть.
Дни почитания
Православные почитают «Троеручицу» в день обретения, или сретения, 11 июля, когда список был доставлен в Москву.
О чем можно помолиться
Перед обликом блаженной пресвятой Девы Марии с Младенцем можно возносить молитвы и просьбы о следующем:
- об исцелении от недугов, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом;
- об укреплении веры;
- об избавлении от уныния;
- о возврате доброго имени;
- о защите незаслуженно оклеветанных.
Где хранится
На Руси икона чтилась с XVII века, когда патриарху Никону был прислан список с Хиландарского оригинала. С него, в свою очередь, сделали несколько копий, часть из которых признаны чудотворными. Помолиться перед иконой «Троеручицы» можно в одной из следующих церквей:
- в Москве: в Болгарском подворье в Гончарах и в Троицком храме Данилова монастыря;
- в Калужской области: в Успенском Феклином женском монастыре;
- под Брянском: в Белобережской пустыни;
- в Воронеже: в Алексеевском Акатовом монастыре;
- на Селигере: в Ниловой пустыни.
Чудесные события
С пресвятым образом связано множество чудесных явлений. Одно из них относится ко времени войны турок с сербами. Христиане, желая уберечь список от поругания, возложили икону на осла без погонщика и отправили его в Афон. Животное без задержек достигло Хиландарского монастыря и остановилось возле него. Монахи поставили икону в соборном храме.
Когда выбирался настоятель, среди насельников возникли разногласия. В это время список чудесным образом переместился на игуменское место. Так братия поняла, что сама Богородица будет настоятельницей, и с тех пор по настоящее время выбирают лишь наместника. Иноки же получают от священного образа благословение на послушание.