Один из важнейших православных христианских праздников Благовещение. Несложно догадаться, что это слово означает «добрая, благая весть». Считается, что в день Благовещения Архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что Ей предстоит родить Спасителя. Этот сюжет изображается на многочисленных иконах, посвященных этому событию.
Иконописные традиции отводят иконе «Благовещение» особое место. Образ, как правило, располагается в верхней части царских врат иконостаса, напоминая о значимости случившегося. Фактически это событие явилось началом спасения рода людского.
На иконе «Благовещение» всегда присутствуют две ключевые фигуры — Архангел Гавриил и Пресвятая Богородица, между которыми происходит диалог с помощью жестов. Архангел Гавриил протягивает правую руку, привлекая внимание Марии и одновременно благословляя Ее. Склоненная голова Пречистой Девы и открытая ладонь символизируют принятие Божественной воли. В некоторых вариантах Мария прижимает руку к сердцу, что также иллюстрирует ее знаменитый ответ: «се Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк 1:38).
На некоторых изображениях Богоматерь слегка отклоняется назад, что выражает Ее смущение от происходящего.
История обретения иконы «Благовещение»
Самая знаменитая икона, написанная в честь этого великого события в христианстве, называется «Устюжское Благовещение». Это наиболее монументальная по размеру святыня еще домонгольского времени. Икона располагалась в Успенском соборе Московского Кремля, куда образ «Благовещение Святыя Богородицы» доставили из Новгорода в середине XVI века. О том есть запись сразу в двух исторических источниках:
- в Деяниях московского церковного собора 1553/1554 года;
- во II Новгородской летописи под 1561 годом.
Икону привез в столицу царь и великий князь Иван Грозный, забрав ее «в великом Новгороде в Юрьеве монастыре». Собор был построен к 1130 году, и тогда же, по всей видимости, был написан образ «Благовещение». Впрочем, имеется иная версия: образ был храмовой иконой церкви Благовещения на Городище, выстроенной в 1103 году по распоряжению князя Мстислава Владимировича. В Юрьев монастырь икону могли переместить из-за перестройки Благовещенской церкви в 1342–1343 годах.
По всей видимости, икона была доставлена в Москву после великого пожара 1547 года. До конца XVI века образ считался храмовой иконой Благовещенского собора Кремля, а затем был перемещен в Успенский собор.
Название же апеллирует к версии ее происхождения из Великого Устюга. Однако это предположение не находит документальных подтверждений. Сегодня икона находится в Третьяковской галерее.
На иконе присутствует редкая иконографическая особенность — образ Младенца Христа в лоне Богоматери. В христианстве принято считать, что Христос явился в мир в тот момент, когда Мария произнесла: «Да будет мне по Слову Твоему».
Написать икону мог греческий мастер, прибывший из Киева вместе с князем Мстиславом, или русский иконописец, обученный византийской манере иконописи.
Высокопочитаемой является также икона «Благовещение», которая находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Ее авторство большинством мнений эксперты приписывают Андрею Рублеву. Икона выполнена в радостной манере, наполнена светом и яркими красками в отличие от византийской суровости. Именно такая манера письма положила начало русскому стилю иконописи. Андрей Рублев использует мягкие цвета, создавая гармоничные и плавные переходы тонов, что является его характерной манерой письма. Лица святых на иконе выражают внутреннюю силу и покорность Божией воле.
Дни почитания образа «Благовещение»
Икону «Благовещение» особо чтут в соответствующий двунадесятый праздник. Благовещение празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю), ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Но православные совершают молитвы перед этой иконой в любой день.
Самые известные образы
Тиносская икона «Благовещение». Была обретена на греческом острове Тинос и, как считают, датируется I веком от Рождества Христова.
Киевская икона «Благовещение». Эта икона одна из самых древних на Руси, выполнена из мозаики, находится на столбах Софийского собора, датируется 1040 годом. На иконе, как на самых древних византийских образах, Мария прядет пурпурную нить.
Московская икона «Благовещение» была, согласно сохранившимся описаниям, изображена на стене масляными красками по штукатурке. Долгое время она была одной из главных московских святынь, но до наших дней не сохранилась (церковь с иконой была разрушена в 1932 г.).
С чем обращаются к иконе «Благовещение»
Пресвятую Богородицу просят:
- о спасении души;
- о заступничестве перед Богом;
- об облегчении хода болезни и исцелении от недугов;
- об освобождении из плена и заточения;
- о зачатии и вынашивании ребенка;
- о противоборстве нечисти;
- о защите от несчастий и скорбей;
- о смирении;
- об избавлении от гордости;
- о получении счастливых известий.
Молитва
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Чудесные события, связанные с образом «Благовещение»
Многие иконы в честь Благовещения известны в христианстве чудотворными деяниями. Зачастую даже их явление людям можно назвать не чем иным, как чудом.
Обретение Тиносской иконы произошло через призыв Богородицы к монахине Пелагее во времена отречения от бога искать образ. Над Пелагеей издевались, но она продолжала поиски. Наконец икона была обнаружена. Краски ее, по свидетельствам очевидцев, даже не поблекли, хотя образ лежал спрятанным в земле около 800 лет.
Легенда гласит, что перед Устюжской иконой «Благовещение» молился в 1290 г. известный своим подвигом юродства Прокопий Устюжский, а затем и все жители Устюга. В итоге Бог отвел от города свой гнев в виде тучи «каменно-огненной».
Московская икона считалась нерукотворной. Она явилась на тюремной стене во имя спасения молящемуся Богородице боярину, которого по навету поместили в темницу во времена правления Ивана IV. Царю доложили о случившемся чуде, и он освободил пленника, а на месте темницы была выстроена церковь. Впоследствии для иконы был изготовлен дорогостоящий оклад.