— Самый главный вопрос – выяснить, кому принадлежит клад? Обычно частные кладоискательские компании считают, что если нашли груз в нейтральных водах, – он принадлежит им. Ничего подобного! — говорит руководитель отряда подводных археологов при Русском Географическом Обществе (РГО) Дмитрий Шиллер. — Даже парусники 17 века могут иметь владельцев – страховую компанию, которая выплачивает государству или частному лицу деньги. Поскольку у бывших колонизаторов-англичан судоходство развито очень хорошо, там существую страховые фирмы, которым уже по 200-300 лет. И с ними тягаться невозможно. В данном случае стороны уже обо всем договорились – 80% клада достается владельцам судна – британцам, а 20% — каладоискателям. Но условий договора мы не знаем. Это может быть процент от объема, или от суммы с продажи найденного серебра. Разница может быть огромной.
Сегодня искать клады - доходный бизнес. Самый сильные позиции в нем занимают американцы и французы. Компании очень аккуратно составляют контракты, ведь можно потратить кучу времени и денег на поиски, а результата не получить.
В любом случае, уверен, по поводу этого серебра будут еще суды, чтобы выяснить, кому эти 200 тонн принадлежали. Ведь груз явно имел не только частного владельца. В подобные истории, как правило, вмешивается государство - на такой кусок всегда много ртов.
По словам подводников, этот клад — не самый крупный за последние несколько лет.
— Не так давно в Индонезии был обнаружен целый флот – несколько сотен английских судов с золотом, которые шли из Китая. За него до сих пор идет настоящая война, — уточняет Дмитрий Шиллер.