В 4 утра Крещатик ярко освещен, с Майдана бодро доносится «Ты ж мене пидманула, ты ж мене пидвела». На угловом доме красная бегущая строка сообщает: «Агентство УНИАН приглашает в свой офис на чай, кофе, горячий суп. Майдан». Митингующие полностью перегородили Крещатик металлическими щитами, не оставив прохода на площадь даже для своих. «Ночные часы – самые тревожные, особенно 3-4 утра. – говорит мне один из охраняющих эти баррикады активистов. – Именно в это время «Беркут» может попытаться вытеснить нас вытеснить с Майдана». Мне нужно в гостиницу «Украина», и миновать площадь никак нельзя. Приходится лезть через щиты.
На укрепление баррикады пошли фрагменты той самой злополучной новогодней елки, из-за которой произошли столкновения манифестантов с «Беркутом» в ночь на 30 ноября. Тут же лежат какие-то обломки, похожие на опоры гипсовых античных колонн. Недоумеваю, откуда это: может, провели революционную экспроприацию в мастерской какого-нибудь ваятеля? Несколько десятков людей греются около железных бочек, в которых горит огонь. Женщин и молодежи мало. Основной контингент – крепкие мужики средних лет.
В захваченном революционерами Доме профсоюзов работает штаб Майдана. Непрерывно снуют люди. Девушки с подносами разносят кофе и бутерброды. Здесь же организован медпункт. Внутрь меня пропускают, но на просьбу поговорить с кем-то из организаторов получаю твердый отказ. За спинами крепких парней, оберегающих «штабистов» от назойливой прессы, успеваю разглядеть только большое помещение, в котором десятка два женщин в режиме нон-стоп режут хлеб и колбасу.
К семи утра формируется первая колонна, чтобы двинуться к Верховной Раде. Все в высшей степени организовано: построились в шеренги и по сигналу координаторов с мегафонами стройными рядами пошли. Люди старшего поколения наверняка вспомнят, как проходили первомайские и ноябрьские демонстрации во времена СССР. Колонны идут под жовто-блакитными флагами Украины и красно-черными знаменами Украинской повстанческой армии. Я заметила также флаг УНА-УНСО.
Дойдя по улице Грушевского до здания Рады, шествие остановилось: все подступы к ней перегорожены автобусами, за ними – «Беркут». Напрасно манифестанты кричат: «Милиция с народом!» - их не пропускают. Прессу тоже внутрь кордона не пускают: нужна аккредитация в Верховной Раде.
«Революционные» депутаты ходят в накидках, похожих на те, которые носят московские дворники, на которых написано: «Народный депутат Украины». Один такой избранник подходит к милиционерам, которые стоят в ограждении:
- Где ваши удостоверения? – орет он.
Перепуганный молодой милиционер показывает свою ксиву.
- Так! Запоминайте: Кононенко Тарас Юрьевич – прислужник режима! – кричит народный избранник.
Предъявляю журналистское удостоверение и прошу депутата тоже представиться. Однако он почему-то поспешно убегает.
- Это Эдуард Леонов. – подсказывают коллеги.
Киев