Украинский премьер Николай Азаров, как известно, в конце прошлой недели так объяснил необходимость быстрейшей ликвидации местного газотранзитного монополиста: «Нафтогаз Украины» как субъект хозяйствования прекратит свое существование, будет ликвидационный период — и через определенное время после наступления всех необходимых формальностей будут действовать на этом рынке совершенно другие новые компании. И в силу этого все соглашения, которые существуют на сегодняшний момент, будут пересмотрены«. Для совсем непонятливых коллег из «Газпрома» он уточнил правовые основы для отказа от нынешней цены на российский газ (в IV квартале это $400 за 1 тысячу кубов): «Будет самостоятельная газодобывающая компания (в 2010 году на Украине добыли 20,5 млрд. кубов. — „МК“) и самостоятельная компания, занимающаяся транзитом газа. И даже в силу этого нужно перезаключать известные соглашения (от 2009 года. — „МК“). Поскольку появится новый субъект хозяйствования».
Первым на новый украинский газовый выпад отреагировал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Причем в издевательской форме. Для начала он практически полностью процитировал Азарова, но затем добавил, что «Нафтогаз» исчезнет только после поглощения его «Газпромом». После чего и цены могут немного снизить. Как это, например, обещали Белоруссии.
Дмитрий Медведев отреагировал без шуток. По словам его пресс-секретаря Натальи Тимаковой, «договор подлежит безусловному исполнению и не может быть пересмотрен в одностороннем порядке, Россия готова отстаивать свою позицию по договору в любой судебной инстанции». Более того, Киеву еще и фактически пригрозили прикрутить газовый вентиль, как это было в январе 2009 года: «Манипуляции с реорганизацией могут повлечь тяжелые последствия для экономики Украины».
Впрочем, до перекрытия заслонки дело вряд ли дойдет. Европе, до которой 80% российского газа доходит через украинскую территорию, повторение холодной зимы
— В Международном арбитраже Украине победа не гарантирована: договор 2009 года составлен таким образом, что российская сторона приведет много аргументов в свою пользу, — считает глава комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин.
— Я не уверен в успешности иска в Международный арбитраж, — говорит эксперт в сфере ТЭК Александр Нарбут. — Там наверняка не забыли проигрыш Украиной в 2010 году спора с «РосУкрЭнерго». Помимо этого обстоятельства в Стокгольме обязательно учтут и то, что после смены власти в Украине в 2010 году обе стороны в точности следовали положениям договора 2009 года. Это будет истолковано арбитражем как подтверждение его законной силы.
По мнению Надеина, объявление России «газовой войны», с отказом своевременно платить за полученный энергоноситель, с отказом подписывать необходимые меморандумы параллельно с иском в Стокгольм, было бы кое-как оправданным, если бы украинские власти имели существенную поддержку со стороны Евросоюза. Однако последние телодвижения во внутренней политике, включая арест Юлии Тимошенко, к сожалению, снизили доверие к этой власти в европейских столицах. Иными словами, Киев своими же руками обрезал ту ветку, на которую мог бы опереться. Как бы в подтверждение этого тезиса глава МИД Франции Ален Жюппе увязал в воскресенье в польском Сопоте освобождение Тимошенко из-под стражи с подписанием между ЕС и Украиной соглашения о политической ситуации.
— Вместо того чтобы думать, как снизить цену на российский газ, Украине надо как можно быстрее найти альтернативные источники энергии, — сказал «МК» старший партнер адвокатского объединения Arzinger, член совета Европейско-Украинского энергетического агентства Вольфрам Ребекк. — Территория Украины вдвое больше германской, но живут в ней в 2 раза меньше людей, чем у нас. Урожайность с 1 гектара в Украине в 2 раза меньше аналогичного германского показателя. Украина могла бы легко выделить половину своих посевных площадей для выращивания биомассы. Вместо того чтобы развивать альтернативную энергетику, в которой она благодаря работе АЭС на самом деле не очень-то и нуждается. Зеленую энергию, в свою очередь, можно превращать в газ. В Германии уже давно внедряется «урбан майнинг» — использование энергии, полученной из биомассы, отходов древесины, благодаря малым гидротурбинам.
Еще один выход из газового тупика — это повторение «белорусского сценария», то есть в обмен на временные скидки в цене на энергоносители отказаться от части суверенитета и от контроля над стратегическими предприятиями. Как считает Иван Надеин, предложения, высказанные президентом Дмитрием Медведевым, хоть и соблазнительны, однако небезопасны для украинского руководства. Принятие новых условий России может всколыхнуть население Украины и усилить оппозицию.
Материалы по теме: "Последнее украинское предупреждение", "Фингал под газом".