Вчера Дмитрий Медведев совершил марш-бросок из Сочи в Ставрополь, где провел совещание, посвященное мерам по нейтрализации террористических и экстремистских угроз на Северном Кавказе. На мероприятии присутствовали члены Совета безопасности, руководители северокавказских подразделений МВД и ФСБ.
“Некоторое время назад начало складываться впечатление, что ситуация на Кавказе улучшается, — сразу взял быка за рога Медведев. — К сожалению, события последнего времени показали, что это не так”. По мнению президента, необходимо пересмотреть целый ряд подходов в борьбе с экстремизмом и терроризмом: “Здесь не должно быть бессмысленных заклинаний. Целью является не какая-то косметическая, а реальная стабилизация”. Итак, что предлагает сделать Медведев.
Первое — оптимизировать структуру межведомственного взаимодействия, которая сейчас “далека от нормальной”. Второе — кардинальным образом перестроить работу с кадрами — начиная от патрульно-постовой службы и заканчивая руководителями МВД, ФСБ и других структур. “Идеальной схемой является приход новых кадров, но пока есть проблема с кадрами в Южном федеральном округе, должен использоваться институт прикомандирования из других регионов”. По словам президента, работникам правоохранительных органов, которые трудятся в условиях риска для жизни, нужно больше платить: “Это стимулирование должно быть финансовым. Денег на такие вопросы жалеть нельзя”. При этом, продолжал ДАМ, меры по стимулированию сотрудников “должны сопровождаться встречными действиями по удалению с должностей скомпрометировавших себя лиц. Их очень много”. Очередная мера — это полноценная защита сотрудников правоохранительных структур: страхование, охрана объектов. “Много из того, что есть, абсолютно не годится”, — негодующе произнес президент, приведя в пример последний теракт в Назрани, где “из-за отсутствия мер предосторожности погибло очень много сотрудников”. “Это непростительно. Это преступление”, — припечатал Медведев. С угрозой в голосе он заявил, что спрашивать за такую халатность будут с руководителей любого уровня — “никакие прежние заслуги приниматься во внимание не будут, спрос будет с лиц, ответственных за безопасность”. Четвертая мера, предложенная главой государства, — это ряд изменений в законодательство. Так, считает ДАМ, следует изменить по территориальному признаку подсудность уголовных дел террористического и экстремистского характера — “чтобы бандиты и коррупционеры не могли оказывать давление на суды”. “Если мы не можем привлечь их к ответственности здесь (имеется в виду регион, где совершено преступление. — Н.Г.), будем делать это в Москве, в Санкт-Петербурге, на Камчатке. Они должны сидеть в тюрьме!” — воскликнул президент. Также он считает, что следует изъять из подсудности суда присяжных уголовные дела, совершенные организованными преступными группами, — эти преступления должны судить профессиональные судьи. Наконец, “нужно провести полноценное совещание по Северному Кавказу”, поскольку корни зла в том, что в республиках Кавказа слишком низкий уровень жизни — “бедность, засилье коррупционеров, отсутствие у людей мотивации к нормальной жизни и, как следствие, асоциальное поведение”. “С террористами не нужно церемониться. Их нужно ликвидировать без колебаний”, — внушительно закончил свою речь ДАМ.
Следом свое мнение относительно предложенных идей высказали руководители силовых ведомств. Первым оратором оказался глава СКП Александр Бастрыкин. Он коротко рассказал о том, как идет расследование теракта в Назрани. По его словам, предстоит опросить и признать потерпевшими более тысячи человек.
Бастрыкин горячо поддержал законодательные предложения Медведева, касающиеся судов присяжных и территориальной подсудности обычных судов: “Мне сегодня доложили, что суд Дагестана отклонил ходатайство СКП об аресте одного из подозреваемых в совершении убийства министра внутренних дел Дагестана”, — пожаловался Бастрыкин. — В Ингушетии, — продолжал он, — суды присяжных выносили слишком мягкие приговоры”…
Глава ФСБ Александр Бортников покаялся, что у возглавляемой им организации была предварительная информация о готовящемся в Назрани теракте: “Но нам не удалось сделать так, чтобы теракт не состоялся”, — понурил голову директор ФСБ и пообещал принять необходимые меры, “чтобы на будущее такая информация использовалась по назначению и более эффективно”. Можно только предполагать, сколько подобных обещаний уже выслушал глава государства. Но теракты как совершались, так и совершаются.
При этом Бортников не согласился с ДАМом, что правоохранительные органы работают плохо: “Это неправда”, — заявил он и буквально засыпал аудиторию различными “победоносными” цифрами. Так, по его словам, в прошлом году было ликвидировано 228 бандитов, а за 6 месяцев этого года уже 218. Медведев молчал.
Настоящим хитом стала речь замминистра внутренних дел Аркадия Еделева. Он со всей страстью обрушился на западные и американские спецслужбы, которые-де проводят подрывную деятельность на Северном Кавказе. “В поддержании нестабильности участвуют и соседние государства — в частности, воссозданная в Грузии организация “Фонд Кавказа”, — выступил чиновник.
На этом разоблачения не закончились: правоохранительные органы Ингушетии, утверждал Еделев, “заражены очагами ваххабизма”. А действуют злоумышленники “в рамках единого террористического умысла”. Да уж, красноречия зам. министра внутренних дел было не занимать. Выступающий поведал и о том, что в кавказских республиках, в частности в Ингушетии, практически не возбуждаются уголовные дела по статье “терроризм”. В прошлом году, например, не было зарегистрировано ни одного такого преступления, в нынешнем — произошло несколько терактов, но уголовное дело одно. В основном дела возбуждаются по статьям УК 105 (убийство), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов), 222 (хранение оружия). В связи с этим Аркадий Еделев предложил, чтобы Верховный суд проанализировал возбужденные в Ингушетии, Чечне и Дагестане уголовные дела. Зам. министра завершил свое выступление следующей фразой: “Чума XXI века — терроризм должен иметь свое истинное, подлое, человеконенавистническое лицо”. Прирожденный оратор…
Внимательно выслушав Еделева, президент Медведев счел нужным высказать собственное мнение: “Подпитка бандподполья деньгами — это, конечно, есть. Но основная причина (проблем в регионе. — Н.Г.) — внутри страны, как это ни печально. И условия для экстремизма были созданы в результате распада государства. Причина — в клановости, в коррупционерах, которые только делят потоки денег”. Напоследок ДАМ еще раз повторил, что зло нужно искоренять. Мозговой штурм продолжился за закрытыми дверями.