В непростую ситуацию попал в понедельник президент Чечни Рамзан Кадыров. Его кортежу не уступил дорогу кортеж другого известного в республике лица — командира батальона “Восток” Сулима Ямадаева. Дело дошло до стрельбы. К счастью, обошлось без пострадавших. “МК” решил разобраться в причинах столь неординарного для цивилизованного мира случая.
По предварительным данным, причиной инцидента стало ДТП. Через Гудермес двигалась колонна автомобилей охраны Кадырова, навстречу — колонна охраны Ямадаева. Уступать друг другу дорогу никто не хотел, и в результате произошло столкновение.
Бойцы “Востока” перекрыли проезд. Естественно, обе стороны начали выяснять, кто главнее и кто прав, а кто виноват. Дошло до того, что прозвучало несколько выстрелов. После этого, как утверждают источники в окружении президента Чечни, “в целях предотвращения применения оружия и кровопролития Кадыров вышел из машины, вмешался в происходящее и добился разблокирования дороги”.
Всю эту историю можно было бы списать на традиционную чеченскую вспыльчивость, забыть о ней и не раздувать из мухи слона, тем более что в перестрелке никто не пострадал. Если бы не тревожная историческая параллель, которая так и напрашивается.
Итак, что мы имеем: колонна главы республики, Гудермес, ямадаевцы, стрельба. Нечто подобное уже произошло ровно десять лет назад и почти на том же самом месте. Тогда, летом 1998 года, случилось ключевое событие в новейшей истории Чечни. Она в ту пору называлась Ичкерией. На маленьком рынке у окраины Гудермеса произошел конфликт между торговкой пивом и шариатским патрулем. За торговку вступились местные молодые люди. Случилась потасовка, в результате которой один шариатский патрульный был убит, двое ранены. В Грозном это было воспринято как мятеж, на подавление которого в Гудермес из Грозного выдвинулась колонна шариатской гвардии. Тогдашние гудермесские авторитеты, братья Ямадаевы, Сулим и Халид, которые в ту пору еще не были ни Героями России, ни депутатами Государственной думы, ни слушателями Академии Фрунзе, тем не менее колонну эту разгромили. По очень разным данным, в тот день погибло от 100 до 200 человек. А Гудермес после того боя фактически отделился от Ичкерии. В начале второй кавказской кампании город без боя сдался федералам. И именно Гудермес стал колыбелью новой чеченской власти, власти Ахмада-Хаджи Кадырова — муфтия Чечни и отца нынешнего ее правителя Рамзана.
Многое изменилось с тех пор — другая Чечня, другой Кадыров. А вот Ямадаевы, похоже, — все те же. Федеральная власть в совершенстве освоила только одну схему управления проблемными регионами. Система эта стара как мир — разделяй и властвуй. Казалось бы, Рамзан Кадыров полностью устраивает Москву. Он держит Чечню в страхе и мире. Он отстраивает разрушенную республику. У Рамзана есть только один недостаток — на территории своей республики он монополист власти. А это никогда не нравится метрополии. Так что, может быть, ямадаевцы взбрыкнули против Рамзана и спонтанно, много ли надо чеченцу, чтоб вспылить и не уступить дорогу главе республики? А может, и подучил их кто, дал понять, что взбрыкнуть и можно, и нужно. Батальон “Восток” вроде как подразделение ГРУ, а в ГРУ интриговать умеет, на то они и военные разведчики.