Cамолетов “Ту-134” и “Ан-24” в России в принципе осталось не больше сотни. Они принадлежат в основном мелким компаниям и перевозят всего-то 1% всех авиапассажиров, рассказывает главный редактор портала “Авиапорт” Олег Пантелеев. Старые советские лайнеры используются на изношенных аэродромах, где не может сесть слишком “нежный” иностранный самолет.
Именно об этом написали открытое письмо на имя президента региональные перевозчики из Красноярского края, чей флот в основном и состоит из опальных самолетов. “Для Сибири, Якутии и Дальнего Востока данное решение будет означать фактическую парализацию транспортной системы регионов, где авиация зачастую является единственным безальтернативным видом транспортного сообщения, а более 90% местных перевозок обеспечиваются на устаревших воздушных судах советского производства”, — говорится в письме. Купить новую технику подобного класса перевозчикам не под силу. В настоящее время в мире производится только три типа региональных самолетов емкостью 50 пассажирских кресел: франко-итальянский “ATR42”, российский “Ан-14” и китайский “Ма-6”. При этом российский самолет так и не вошел в серию, с 2005 года в Самаре произведено только три лайнера, которые эксплуатирует авиакомпания “Якутия”. Завод-изготовитель никак не войдет в “Объединенную авиастроительную корпорацию”. При этом стоимость востребованного самолета превышает $20 млн. против 14 млн. за китайский аналог “Ma-60”. Который, впрочем, тоже недоступен для покупки, потому что не прошел сертификацию в России. Хотя с этим-то как раз проблем быть не должно, потому что лайнер — не что иное, как усовершенствованная версия “Ан-24”. Кстати, это региональным перевозчикам даже нравится — значит, “русский китаец” сядет везде: и на проблемной полосе, и на грунтовой.
Кстати, ранее шла речь не о полном запрете скомпрометировавших себя самолетов, а о принудительной модернизации. Приказ Минтранса обязывал к 1 января 2012 года оборудовать системами предупреждения столкновения в воздухе и предупреждения столкновения с землей суда “Ту-134”, “Ан-24”, “Як-40”, “Ан-2”, “Ми-8”. Хрен редьки не слаще: на переоборудование одного самолета “Ан-24” уйдет более 10 млн. рублей — это больше, чем он стоит.
Напомним, после катастрофы в Петрозаводске президент Дмитрий Медведев поручал Минтрансу проанализировать вопрос о выводе этих самолетов из эксплуатации с 2012 года с регулярных рейсов, а затем добавил в “черный список” и “Ан-24”. При этом письмо было написано буквально накануне заявления Иванова. Который, кстати, оставил им лазейку — пообещал пока не трогать чартерные рейсы скомпрометировавших себя типов лайнеров. Впрочем, провинциальные авиаторы требуют разработать госпрограмму, определяющую объем заказов по региональным воздушным судам, и помощи с кредитами — иначе обновить флот им не под силу. Разве что придется поднимать цену билетов. Хотя и так уже некуда: например, билет на “Ан-24” между Красноярском и далекой Игаркой стоит 8,2 тыс. руб.