Сначала по ценам на бензин ударили ростом акцизов (с января они были взвинчены на 65—110% в зависимости от вида топлива). Цены разогрел и резкий вывод топлива классом ниже Евро-3 из оборота. В феврале последовал “окрик” премьера: “Стоять!” — цены сначала снизились, а затем стабилизировались. Но мировые рынки в ежовые рукавицы не возьмешь, да и акцизы остались на прежнем уровне... Нефтяники взяли под козырек, а втихую погнали продукцию за рубеж, где тот же товар стоит в 1,5—2 раза дороже.
— Почему нефтяники не объяснили Путину, что администрирование цен приведет к непременному дефициту? — удивляется главный эксперт “Алгоритм. Топливный интегратор” Виктор Костюков. — И не предупредили, что развернут бензиновые потоки на экспорт, а внутренний рынок засохнет?
Ценовая политика нефтяных компаний основана на паритете внутренних и экспортных цен, а давление сверху нарушило этот баланс, объясняет Костюков. Так что даже сговариваться было не нужно: разворот бензиновых потоков за рубеж — всего лишь нормальная реакция бизнесменов. Эксперт приводит аналогию с торговлей помидорами: “Приходит начальник рынка и говорит: “Всем снизить цены до 5 рублей!” Что сделают продавцы? Просто уйдут торговать куда-то еще”.
Правительство уже экстренно повысило экспортные пошлины на бензин на 44%, практически остановив его вывоз. Беда лишь в том, что экспорт — лишь 8% от внутреннего производства бензина. Вслед за резким повышением экспортных пошлин на бензин правительство объявило еще об одной мере: запрете для нефтяников продавать горючее на бирже аффилированным компаниям. Ведь сейчас крупные компании хитрят, фактически совершая сделки сами с собой — точнее, с собственными сбытовыми компаниями. Как бороться с правительственной мерой, нефтяники уже придумали: достаточно просто учредить новые фирмы, зависимость которых от крупных компаний доказать будет невозможно.
“Сейчас между правительством и нефтяниками идет торг, они уже выпросили возможность 5%-ного роста цен на бензин, — говорит редактор отдела рынков “Oil&Gas Journal Russia” Илья Альков. — Разрешение кризиса будет зависеть от того, позволят ли нефтяникам поднимать цены на нефтепродукты и далее. Ведь сложившийся дисбаланс может спровоцировать новые дефициты”. По его мнению, сложнее всего сейчас независимым заправкам, многие из которых могут быть “съедены” крупными компаниями или уйти с рынка.
“Бензиновые кризисы” повторятся, считает Виктор Костюков, скорее всего в октябре (в связи с уборочной кампанией) и в апреле. “Нынешняя работа над ошибками не снимает главного вопроса: так и будем корежить рынок, а потом героически исправлять его? — озадачен эксперт. — Нужно другое — методология формирования внутренних цен в виде закона. То есть формула цены, учитывающая резкие перепады мировых нефтяных цен. Таких методических разработок сегодня нет, и никто над ними не работает. А это означает, что топливные кризисы могут вернуться в Россию с более грозной силой”.