Место для дуэли предоставила Высшая школа экономики, где проходит конференция по проблемам развития экономики. И Гурвич, и Клепач выступили в рамках сессии “Макроэкономические проблемы послекризисного развития российской экономики”. К ним также присоединились Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ, Олег Вьюгин, председатель совета директоров “МДМ Банка”, и Евгений Гавриленков, управляющий директор, главный экономист “Тройки Диалог”.
Среди экспертов стало модным утверждать, что все их концепции на 70% похожи. Вот и вчера Алексашенко признался: “У экономистов по большому счету нет особо сильных разногласий. Посидим, сколько скажут, а дальше все зависит от количества выпитой водки! Но в любом случае по трем компонентам экономического курса — макроэкономическая стабильность, конкуренция и потепление инвестклимата — наверняка договоримся”. Другое дело, какие останутся политические ограничения в сферах борьбы с коррупцией и повышении эффективности госаппарата. И вот тут независимый либерал Алексашенко бросился ниц: “Если будет слабая политическая воля, то бюджетные проблемы нас попросту разорвут!” Его поддержал Гурвич: “Нужна политическая воля! А ее не видно!”
Госволя нужна либералам для того, чтобы реализовать следующую программу: вновь, как это было до кризиса, направить нефтегазовые доходы в стабфонды, сократить бюджетные субсидии, а заодно и самих бюджетников, снизить до 3% инфляцию и обнулить в результате дефицит бюджета. Тогда и наступит макроэкономическая стабильность, которая и обеспечит нужные темпы роста ВВП. В противном случае, предупредил Гавриленков, придется всю оставшуюся жизнь кататься на нефтяных качелях. А по Гурвичу, к 2020 году верстать бюджет удастся только при $200 за баррель.
“Желание есть, силы нет!” — ответил Клепач оппонентам. Либеральную программу он назвал “тупиком” и “не политикой роста, а всего лишь стабилизацией”. По его мнению, “мы и так быстрее сокращаем дефицит бюджета, чем планировали”. В этом году, по прогнозу МЭР, бюджетная недостача при цене на нефть $105/баррель (ранее было $76, а затем $81) войдет в “вилку” 0,6—0,8% ВВП, максимум 1%, тогда как бюджет-2011 сверстан исходя из 3,6% ВВП. Чего же копья ломать? Более того, Клепач предупреждает: “Имеем ли мы право выходить на профицитный бюджет, сокращая госрасходы?” Ве условиях России, по Клепачу, это будет не рост, а стагнация, так как отечественная экономика и так недоинвестирована. Ниже уже некуда. Клепач уверен, что дефицит бюджета и растущий госдолг — это всего лишь цена роста. А чтобы его ускорить, надо профессионализировать госуправление и ждать соответствующей политической воли.