Глава Министерства природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев доложил премьеру, что в его ведомстве как раз созрели восемь “зеленых” законопроектов. Четыре из них уже внесены в правительство, буквально накануне был согласован и пятый. По министерствам мыкаются еще три, в их числе и самый важный — о новой системе нормирования вредных выбросов. Дело в том, что сейчас за вред окружающей среде платят 300 тыс. из миллиона российских предприятий — и хлебопекарни, и металлургические комбинаты. При этом 99% всего ущерба природе наносят около 11,5 тысячи производств. В свою очередь, всего на 200 из них приходится половина всех выбросов и сбросов загрязняющих веществ в стране.
Поэтому Минприроды предлагает освободить мелких “загрязнителей” от ходьбы за разрешениями на выбросы. Они будут раз в год сдавать декларацию, в которой указывают свой уровень воздействия на окружающую среду. А тех, кто основательно коптит небо, планируется перевести на так называемый принцип наилучших доступных технологий. То есть предприятиям устанавливают нормативы сброса, которые достижимы при использовании современного оборудования. Если не хочешь внедрять таковые — плати за выбросы больше.
Трутнев отметил, что заключения Минэкономики и Минфина на этот законопроект прямо противоположны. Кроме того, Минфин тормозит и еще один проект закона, об отмене платы за размещение отходов, если они не наносят ущерба природе.
— Бояться потерять доходы от загрязнения? Наша цель снизить загрязнения, а не доходы от загрязнений. Логика какая-то перевернутая! — удивился Путин. Премьер заметил, что хоть экология не совсем в компетенции Минфина, оно блокирует работу Минприроды своими возражениями: “Вместе у вас не получается. Напишите свой вариант и дайте мне в руки”, — предложил он Новаку. На это премьер выделил две недели. Тем самым он внес личный вклад в дело охраны природы, сэкономив энное количество бумаги, которое потратили бы министерства в бесплодной переписке.