“МК” уже подробно описывал антиалкогольный законопроект, внесенный правительством в Госдуму в начале этого года (см. номер от 14.01.2011). Документ получился всеобъемлющим — он ужесточает контроль за производством, перевозкой, продажей и распитием горячительных напитков. Кроме того, пиво окончательно приравняют к алкоголю. Отвадить россиян от любимого занятия законодатели предлагают запретом на продажу спиртного и распитие в неположенных местах (реализовать можно будет только горячительное до 5 градусов). Также законопроект предлагает ужасать потребителей алкоголя пугающими надписями на бутылках и ввести на федеральном уровне запрет на торговлю хмельным товаром с 23 до 8 часов. Сейчас ночное торговое табу действует в 63 регионах.
Законопроект, разработанный на основе президентских и правительственных поручений в алкогольной сфере, возможно, в Госдуме будет подвергнут изменению. Этого, в частности, не исключил председатель подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров Госдумы Виктор Звагельский. Документ предлагает дать регионам дополнительные полномочия по установлению запретов на время продажи алкоголя и границы мест, где нельзя употреблять и продавать горячительное. “Возможно, надо рассмотреть поправку, чтобы это не стало источником манипулирования”, — заметил Звагельский. Тем не менее сторонникам ужесточений есть чем крыть. В Республике Коми, где действовал временный запрет на распитие спиртного на улицах, случаи алкогольных психозов у молодежи снизились на 20%, а преступность упала на 30%.
О риске роста нелегального рынка из-за ужесточения госрегулирования предупредил начальник управления контроля органов власти ФАС Владимир Мишеловин. “Мы можем разрушить сеть дистрибуции, и пострадают оптовики качественной продукции. И так выросло число жалоб на нарушение конкуренции в отрасли”, — заметил он. Также представитель ФАС не согласен с нормой законопроекта, предлагающей лишать торговцев лицензий во внесудебном порядке за малейшее нарушение: “Лучше, чтобы это решал суд, а власти могли приостанавливать работу”.
Однако депутаты нашли что возразить — у самих жалобщиков на отсутствие конкуренции зачастую “рыльце в пушку”, то есть они приторговывают “левым” алкоголем.
На этом дискуссия исполнительной и законодательной власти закончилась. Остальное обсуждение законопроекта шло на мажорной ноте. Так, представитель Росалкогольрегулирования объяснил, зачем документ предлагает минимальный порог загрузки производства хмельного товара, ниже которого завод не может опускаться. По словам замглавы ведомства Владислава Спирина, официально средняя загрузка “водочных” производств в России составляет 27%. Чемпион — Северная Осетия, там водочные заводы работают на 16% возможного, спиртзаводы всего на 3% своей мощности. Действительно ли простаивает производство — вопрос, пожалуй, риторический. Кроме того, государство потеряло 10 млрд. руб. на том, что хитрые производители покупали акцизные марки для стограммовых бутылочек и переделывали их в наклейки для “поллитровок”, пожаловался Спирин.