— О комиссии часто говорили, что в нее вошли “свадебные генералы”, которые реально не работали. Разве будет первый заместитель министра иностранных дел или МВД собирать материалы для комиссии?
— После образования правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи в 1993 году для работы в ней были привлечены крупные руководители министерств и ведомств, ведущие российские ученые. В комиссию входили председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и печально известный историк Сергей Беляев. Тема работы комиссии была интересной и необычной, поэтому маститые руководители реально работали. За ними стояли высококлассные специалисты. Правительственной комиссией было дано поручение всем государственным архивам России, в том числе МИДа, МВД, ФСБ, и другим ведомствам провести работу по выявлению исторических документов, связанных с гибелью царской семьи. МИД подобную работу провел во многих странах мира, помог вернуть в Россию бесценные документы подлинного “колчаковского” следствия Соколова Н.А.
Все члены комиссии, как и члены правительства, понимали, что они имеют дело с останками, которые, возможно, будут восприняты Церковью как мощи святых. Ошибок в идентификации комиссия допустить не могла. К мнению священноначалия всегда прислушивались. Так, в 1995 году патриарх Алексий II заявил о своих сомнениях в полноте исследования останков. Тогда полностью сменили состав экспертов. Имена руководителей научных направлений были согласованы с Церковью. Видные ученые, названные патриархом в 1998 году, дали категорическое заключение о принадлежности останков царской семье. Я участвовал в беседе в феврале 1998 года в резиденции патриарха, когда Алексий II заявил первому вице-премьеру Борису Немцову о полном согласии с результатами идентификации.
— Почему же иерархи Русской православной церкви отказались участвовать в захоронении?
— Такое решение было связано не с недостатками идентификации, а с настроениями части православных верующих. До сих пор тысячи людей уверены, что в 1919 году колчаковский следователь Соколов Н.А. нашел возле заброшенной шахты в окрестностях Екатеринбурга истинные останки царской семьи, якобы сожженные большевиками. Уголовное дело Соколова Н.А. в 1943 году германское командование вывезло из Парижа вместе с вещественными доказательствами. Тома уголовного дела нашли в 1946 году при разборе архивов рейхсканцелярии, а вещественные доказательства исчезли. Речь шла о костях, найденных Соколовым в 1918—1919 годах при осмотре Четырехбратского рудника возле Ганиной Ямы, куда первоначально после расстрела были вывезены тела членов царской семьи. Никто и никогда эти кости научно не исследовал, и доказательств того, что они принадлежат человеку, нет.
Можно выдвигать различные предположения. Одно из них — тела цесаревича Алексея и Великой княжны Марии начали сжигать возле Ганиной Ямы, а окончили сожжение в районе захоронения всех 11 тел возле переезда железной дороги, где они были обнаружены в 1991 и 2007 годах. В районе железнодорожного переезда на Старой Коптяковской дороге в 1991 году вскрыли захоронения, и там находились относительно хорошо сохранившиеся останки девяти человек. По ним были проведены разнообразные и полноценные исследования. Что касается останков, найденных Соколовым, мы имеем единственный нерезкий фотоснимок, без научных измерений и описаний.
— Существуют мнения, что генетические исследования, проведенные в рамках работы комиссии, недостаточно убедительны, и они были опровергнуты позднейшими исследованиями, например экспертизами, проведенными в США генетиками Л.Животовским и А.Найтом, а также в Японии профессором Тацуо Нагаи.
— Сегодняшние исследования подтвердили убедительность выводов 1998 года. Например, у Николая II в определенной позиции митохондриальной ДНК была найдена генетическая мутация, которая раньше никогда и ни у кого не встречалась. Подобная мутация существовала и у его брата Георгия Александровича — она перешла к ним от матери. В 1998 году генетики не могли дать статистической оценки данной аномалии — сегодня могут и говорят, что подобное сходство свидетельствует о кровном родстве Великого князя Георгия Александровича с человеком, найденным в окрестностях Екатеринбурга, о том, что эти люди — родные братья.
Разрекламированные исследования Животовского и Найта, которые утверждали, что исследовали останки Великой княгини Елизаветы Федоровны, провалились не потому, что исследования сделали неправильно, а потому, что их заказчики пытались выдать биологические препараты неизвестной женщины за “святые мощи”. Японский генетик Тацуо Нагаи утверждал, что работал с останками Великого князя Георгия Александровича, но я как человек, досконально знающий работу комиссии, утверждаю, что останки ему официально российской стороной не передавались. Каких-либо доказательств исследования того биологического материала, о котором он говорит, Тацуо Нагаи не представил. До 2007 года единственными достоверными и убедительными материалами об идентификации останков царской семьи были данные правительственной комиссии и следствия.
— Как вы относитесь к данным об обнаружении останков цесаревича Алексея и Великой княжны Марии?
— С большим доверием. В воспоминаниях участников сокрытия останков царской семьи говорилось, что после расстрела их тела и слуг первоначально вывезли в район заброшенного рудника у пруда Ганина Яма. Там тела раздели и бросили в шахту, но она была неглубокой, и секрет захоронения белогвардейцы могли раскрыть без труда. Тогда тела достали и повезли к глубоким шахтам на Московском тракте. По дороге грузовик с трупами застрял в болотистом логу.
Время работало против чекистов, и они зарыли трупы посредине дороги, замаскировав захоронение старыми шпалами. Пока рыли яму, два трупа — одной из женщин и цесаревича Алексея — сожгли неподалеку. Поиски захоронения двух человек продолжались с 1991 по 2007 год, пока наконец не была обнаружена небольшая ямка, наполненная фрагментами костей и углями. Это захоронение полностью соответствовало описаниям чекистов. Антропологи дали заключение о том, что кости и зубы принадлежат мальчику и молодой девушке, а генетики доказали, что останки принадлежат членам царской семьи.
— Вы привели убедительные доводы в пользу принадлежности останков, найденных под Екатеринбургом, царским детям. Если это очевидно и убедительно, то почему же они до сих пор не похоронены?
— Весной 2008 года, когда были завершены в разных лабораториях исследования найденных останков, результаты были направлены как в РПЦ, так и главе президентской администрации Нарышкину. Следственный комитет, насколько мне известно, не получил от них ответа.