— Был период, очень короткий, когда Ближняя являлась музеем, — вспоминает, впуская нас внутрь, “хозяйка” дома Елена. — Но закрытым. Сюда привозили передовиков производства и учебы маленькими группами. Когда же на ХХ съезде Хрущев разоблачил культ личности Сталина, дачу закрыли. Хотели отдать детскому санаторию, но передали в конце концов ЦК партии. И она как бы стала его гостиницей. Сюда в середине прошлого века приезжали главы социалистических стран, здесь они готовились к пленумам и съездам. Не поверите, но большинство из них даже не знали, что это сталинская дача. Обслуге было запрещено говорить об этом. Ну а потом “отель” на Ближней закрыли совсем и полностью восстановили в ней все, как было при вожде. При этом каждая вещь — от личной бритвы Сталина до ковров — здесь находится на таком же учете, как в музее.
Почти двадцать лет дача в ведении Федеральной службы охраны. И уже одним этим объясняется ее суперзакрытость. Сюда пускают даже не всех историков. Работники дачи умалчивают о том, кто и когда приезжает сюда сегодня. Но гости здесь точно бывают и, ясное дело, отнюдь не простые. А события, которые происходят здесь, никогда не подлежат огласке в прессе. Кстати, как и важные переговоры “без галстуков”, которые проводят на двух соседних объектах — назовем их конгресс-холлами. Но они нас не интересуют, поскольку это совсем другая история.
Итак, дом Сталина. С виду очень простой и маленький дом, а внутри — около тысячи квадратных метров. Всем, кто попадает сюда в первый раз, это кажется просто невероятным. Как удалось добиться такого эффекта архитектору Мирону Миржанову и был ли “соавтором” плана дома (построенного в 1933-м и перестроенного в 1938 году) сам генсек? Вряд ли кто сейчас скажет. Кстати, Миржанову принадлежат чуть ли не все проекты госдач Сталина советской эпохи. Он принимал очередной заказ Кремля и делал чертежи, даже будучи за решеткой. Сидел, между прочим, не по политической статье, а за валютные операции… Кстати, место под Ближнюю выбирал не сам Сталин, а его супруга Надежда Аллилуева. “Заприметила” она его, еще когда они вместе отдыхали в здешних окрестностях на берегу реки Сетунь (там располагался дом отдыха ВЦИК). Причем в то время это место было... пустошью! Кроме того, прямо через участок, который, к сведению, занимает 26 гектаров, проходил водопровод, который питал водой юго-западную часть Москвы. Но это Сталина не остановило. Водопровод перенесли, а пустошь засадили — внимание! — 70 тысячами деревьев. Причем деревья были совсем не молодые, а 20- и 30-летние. И как только они принялись? “Попробовали бы они не приняться”, — шутят историки.
Дом необычен во всех отношениях. Во-первых, он “обрамлен” верандами. Всего здесь 10 открытых и 3 закрытых веранды. Каждая из них просто гигантская. Площадь некоторых около сотни метров. Причем построены они так, что находящийся здесь человек оказывается в точке, закрытой для обозрения охраны. Вторая “фишка” — внутри дом (сам он каменный) декорирован 38 ценными породами дерева. Сталин считал, что дерево улучшает качество воздуха в комнатах, потому никаких других материалов не любил и не принимал. Третья необычность — в каждой комнате стоят маленькие, похожие друг на друга кушетки. Их очень много. Иосиф Виссарионович не любил спать на кровати. Он обычно засыпал прямо на кушетке, сидя на которой работал (потому возле каждой обязательно стоят стул и лампа). Никто на даче не знает, откуда такая привычка. Хотя... Гляжу на его спальню с дубовой кроватью и понимаю: я бы тут тоже спать не стала. Слишком она разноперая (с большим количеством разных шкафчиков) и неуютная. Здесь до сих пор лежат два волосяных матраса, которые изготавливали под охраной и не спускали с них глаз, пока сюда не привезли. Но они почти не пригодились. Последние годы жизни Сталин в спальне совсем не ночевал. Использовал ее в качестве гардеробной. Тем более что она выводила прямо в ванную и туалет. О них нелишне рассказать поподробнее.
Раздевался Сталин прямо здесь, причем если он клал вещи на сушилку, значит, их трогать было нельзя. Если бросал на пол, значит, их надо было стирать. Это был заведенный им и строго соблюдавшийся порядок.
— Обратите внимание — ванна очень низко посажена и как бы утоплена, чтобы Сталину проще было в нее забираться, — поясняют работники дачи. — И вообще, если вы когда-то на какой-то госдаче увидите такую ванну, это явный признак, что здесь бывал Сталин. Когда он мылся, обкладывался резиновыми подушками. Вот они — подлинные, сталинские. А это его резиновые щетки. Все бритвы (а брился он исключительно “опасными”) тоже настоящие.
А наши взоры меж тем прикованы к унитазу. Каким, думаете, должен быть ватерклозет великого человека? Золотым или бриллиантовым? Что вы, из этих материалов здесь вообще НИЧЕГО нет. Унитаз белый и на вид самый обыкновенный, “совковый”. Только смыв в нем для того времени был весьма прогрессивным.
— Я когда пришла сюда работать, первым делом вызвала сантехника — решила, что унитаз сломан, — смеется “хозяйка” дачи Елена. — Говорю, мол, смотрите, вода не проходит. А ведь это, как оказалось, его особенность. И между прочим, в Европе такие унитазы считаются самыми гигиеничными.
На даче хранится кое-что из одежды генсека. Его халаты и рубашки, к примеру. Но говорить о каком-то не то что богатом, просто даже разнообразном гардеробе вождя не приходится. Одевался он неприхотливо. Большинство его вещей штопаны-перештопаны.
— Работники дачи, которые были здесь до нас, рассказывали, как им было в этом смысле трудно, — признаются специалисты. — Он не давал снимать с себя мерки и вообще не любил никакую новую одежду. Поэтому они распарывали его старые вещи, по ним кроили новые и потом все это несколько часов мяли. Зачем? Чтобы создать видимость, что это все его прежняя поношенная одежда.
Еще одну особенность характера Сталина отражают репродукции картин. Их на даче множество. И почти все они сделаны на основе... журнальных фотографий. Как обычно было: увидит Сталин в “Крестьянке”, “Огоньке” или “Работнице” какой-нибудь снимок, просит увеличить его, а потом поместить в рамку. Причем за всю эту работу Сталин платил сам и квитанции долгое время берег.
Иосиф Виссарионович также сам давал указания, в какую комнату, куда именно какой снимок повесить. А еще легко можно понять, на каких креслах сидел Сталин, когда смотрел на них. Специально для него к ним крепили ножки, чтобы они были немного... повыше. И кругом здесь фантастической красоты ковры. Почти все они — подарки вождю от лидеров восточных стран. Вот, скажем, в большой гостиной лежит иранский, ручной работы. Такие ковры ткались исключительно для шахов. Каждый ковер делали 4—6 мужчин (женщин к ним не подпускали), и они в течение 6—8 лет создавали свое творение. В другой гостиной лежит персидский коврик. Дворцовый (такие были в дворцах), с мельчайшим рисунком (полторы тысячи узлов на квадратный сантиметр). А вот нас подводят к чудесному роялю.
— Это очень старинный музыкальный инструмент фирмы “Стенвей”, — говорит доктор исторических наук Сергей Девятов. — Но сам Сталин на нем не играл. Музицировал в основном Жданов. Вот видите, вазочка на инструменте — это подарок Жданова. Вообще Сталин музыку любил. Обратите внимание на проигрыватель. Это подарок Черчилля, который приезжал на Ближнюю дачу в 40-х годах. У нас сохранились пластинки с пометками, сделанными собственноручно Сталиным. На некоторых он писал “дрянь” или “пустое”. Если же музыка ему нравилась, он ставил крестики. Чем больше их, тем выше оценку он давал. Обычно если стояло 4 или 5 крестиков — значит, музыка Сталину нравится.
Зайдя в одну из комнат, сразу понимаешь, кого больше других любил (хоть и по-своему) Сталин. Кирова. На даче огромное помещение изначально планировалось как комната именно для него. И в любое время дня и ночи она ждала его. Киров бывал здесь, но всего два раза. После его смерти Сталин приказал сделать из нее сначала четыре маленьких комнаты, а потом две. И в одной из них устроил себе рабочий кабинет. О, ничего особенного он из себя не представляет. Скромный стол, стул, лампа, книжный шкаф и сервант.
Про сталинские столы (и как предмет обстановки, и как “поляны”) можно говорить бесконечно. Фактически в любом месте, где находился Сталин, в мгновение ока организовывали стол, чтобы он мог перекусить с гостями. В еде он был довольно неприхотлив, но на обед ему всегда на выбор готовили два первых блюда. Обычно официанты сервировали стол и уходили. Потом через какое-то время они возвращались и меняли блюда. Излишней помпезности Сталин не любил. Но требовал, чтобы женщины из прислуги были в косынках и без косметики. Сам в старости он пил очень мало, но обожал угощать коньячком гостей и потом смотреть, как они пьянели. Слушать, что они говорили...
Нам показывают настоящую русскую печку. В ней пекли для Сталина хлеб. И по его просьбе на лежанку сюда клали толстую доску. Генсек залезал по лесенке на печку и лежал. Так он лечил больную поясницу. На половине прислуги расположен небольшой бассейн. Здесь всегда плавала свежая рыбка для Сталина. А еще на территории дачи всегда держали корову (2 бидончика свежего молока были обеспечены).
— Здесь был даже лимонарий, — говорит Девятов. — Про яблони, груши и сливы, которых всегда было в изобилии, даже не говорю. Но не поверите, на даче выращивали даже бахчевые. Причем весьма успешно. Сам Сталин следил за их сахаристостью. Кроме того, для генсека на Ближней сажали грибницы. Привлекали для этого ведущих академиков. Но всегда все контролировал сам Сталин.
— А как же подземный бункер и вход в метро, которое ведет прямо в Кремль? Они здесь есть? — спрашиваю напоследок у работников дачи.
Те говорят, что бункер, построенный в 1942 году специально для Сталина, и в самом деле сохранился. Он небольшой. Располагается на глубине 17 метров. И там есть специально отделанная карельской березой комната для вождя. Стоит его стол для переговоров. Это в общем-то все. Никаких пультов управления там нет, только несколько телефонов. И прожить в этом бункере даже несколько месяцев в случае, скажем, ядерной войны не удалось бы. Что касается ветки метро, специалисты уверяют, что исследовали здесь все вдоль и поперек и ничего не нашли. Под хозяйственным домом (где располагались охрана и прислуга) есть ход, который ведет в винный погреб и большое подвальное помещение. Но там он обрывается. Впрочем, Ближняя скрывает в себе еще много тайн, так же как сам ее хозяин. Возможно, раскрыть какие-то из них время еще не пришло...
Какие подарки Сталину хранятся на Ближней:
— Набор алюминиевой посуды. Кстати, сам по себе очень дорогой (алюминий использовался без составляющих), и смотрится он будто выполнен из платины.
— Икорница в виде рака: нижняя часть — щупальца, верх — панцирь.
— Огромная ваза с портретом вождя — от рабочих гранитного завода Венгрии.
— Панно с аистом и цаплей — от китайских властей.
— Подарочный набор для табака.
— Трубка, сделанная из корня можжевелового дерева.
— Фарфоровые фигурки “Освобожденная Прага”, сделанные на знаменитом заводе “Богемия”.
— Письменный прибор из органического стекла (в то время оно только было изобретено), изготовленный на заводе “Рулон”.
— Шахматы из слоновой кости.
— Этажерка из ценных пород дерева от Мао Цзэдуна.
— Две вышитые шелком картины от Мао. Одна — с изображением рычащего тигра — символа силы и бесстрашия, другая — с сидящим на ветке орлом, олицетворяющим могущество, величие и дальновидность. На последней иероглифами написаны строчки, посвященные Сталину: “Вот качнулась ветвь под могучим орлом, Он над рощей кленовой поводит крылом, День и ночь совершает далекий полет И парит в высоте — страх ему незнаком”.
Самые интересные факты из жизни Сталина на Ближней:
— Важным фактором выбора места для Ближней стала его близость к Кремлю — от работы до дома вождь мог добраться примерно за 12 минут. В 1934 году Сталин еще не замыкался на ней, а часто бывал и на других дачах — в Зубалове и в Липках. Но со временем Ближняя стала не только постоянным местом отдыха, но и вторым рабочим кабинетом после кремлевского.
— На даче размещалась внушительная библиотека, где хранилось около 6 тысяч книг. Министр иностранных дел Д.Т.Шепилов, побывавший в Волынском (так еще называют дачу) в марте 1956 года, рассказывал, что Сталин читал свыше 400 страниц художественной литературы в день и советовал ему следовать этому примеру.
— На столике в каждой комнате всегда стоял электрический чайник. Работая по ночам, Сталин делал себе чай, не вызывая прислугу.
— Сталин любил сам топить камин. Специально для этого рядом ставили банкетку с откидывающимся сиденьем, внутри ее всегда лежали сухие березовые поленья. У камина стояли два охотничьих ружья — “Зауэр” и американский винчестер. Сталин периодически выходил пострелять по воронам.
— В доме — в вазах, стаканах и даже в фужерах — часто стояли цветы. Сталину нравилось лично срезать их в саду.
— Часто, когда на Ближнюю приходили гости, Сталин просил поваров приготовить ребра барашка на вертеле и отварных перепелов. В ходе застолья Сталин, как правило, не садился во главе стола, а предпочитал занимать второй стул с краю.
— Рядом с главным домом расположено небольшое здание, где размещалась баня и бильярдная. Сталин неплохо играл в бильярд. С его одобрения на даче утвердился обычай: проигравшие, вне зависимости от чина, должны были лезть под бильярдный стол. Чаще других туда попадал Хрущев, поскольку игроком он был неважным.
— Среди предметов обуви вождя были военные сапоги, ботинки, валенки и даже нанайские унты. Особенно Сталин любил тапочки, с которыми он не расставался, даже отправляясь отдыхать на юг.
— Сохранилось удостоверение Сталина, выданное ему как члену ЦК. Номер документа — 103.
P.S. Благодарим за содействие ФСО России. Кстати, в недрах этого ведомства подготовлена к выпуску уникальная книга — исторический путеводитель по Ближней даче.