- Как называлась выполненная по договору со «Сколково» научная работа, сколько человек с ней ознакомились и где ее можно прочитать?
- Было направление работы, оно называлось примерно так: «Коммерциализация и международная система инноваций». На выполнение этой работы в сентябре 2010 года был заключен договор на 750 тысяч долларов и он реализовывался до ноября 2011 года, когда был подписан последний акт. В рамках этого направления было 4 этапа, то есть 4 типа деятельности. На каждом этапе были предусмотрены и публичные выступления, и сбор информации, и аналитическая работа. Если вас интересует опубликованный доклад, то это «Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов и 20 предостережений. Дорожная карта строительства инновационной экономики», вы его в сети легко найдете. (Мы действительно нашли. У работы 6 авторов и около полусотни соавторов и ссылки на 232 источника. Оценить объем текста по сайту сложно, но речь о сотнях страниц - авт.). Я там привлекал большое количество экспертов, нескольких нобелевских лауреатов. Не все дали согласие опубликовать свои фамилии в числе авторов, остальных вы найдете на титульной странице.
- Перечислите, пожалуйста, остальные этапы.
- Просветительская деятельность и получение обратной связи, чтобы понимать эффективность реализуемого нами проекта. Я ездил по России и другим странам мира, рассказывал, что происходит в России с точки зрения построения инновационной экосистемы, рассказывал про опыт, который у нас накопился. Я имел полный объем информации по этому поводу потому что в Госдуме был руководителем программы технопарков. И собирал точки зрения аудитории на свою информацию. Нас интересовало в первую очередь, как разные аудитории могут себя реализовать в рамках этой российской программы? Что мы должны сделать, чтобы дать им больше возможностей?
- А что это за аудитории? В отчетности указано всего 10 лекций...
- Были и студенческие аудитории, и преподавательские, аудитории венчурных финансистов, и те, кто уже сейчас начали создавать инновационные предприятия в России. Была работа в закрытых клубах. Американские финансисты, например, не хотели, чтобы об их участии в семинарах было известно широкой публике, поэтому очень много мероприятий носило закрытый характер, и чтобы потом не мучиться с проверяющими органами мы вставляли в отчетность только массовые открытые лекции. В отчетности мы указали 10, в реальности — намного больше. И по итогам каждой собирали ответную реакцию.
- Вход на эти лекции был платным?
- Нет, конечно.
- Распечатки этих лекций существуют?
- Не было какого-то единого конспекта, который я как попка должен оттарабанить. Это бы не стоило таких денег. Денег стоит собрать нужных людей, которые являются целевой аудиторией с точки зрения проекта «Сколково», а потом систематизировать обратную связь и сдать доклад руководству фонда. Я исходил из специфики и интересов аудитории. В этом смысле к каждой аудитории приходилось готовиться индивидуально и каждая лекция была уникальна.
- Вы сказали только о трех направлениях: доклад, лекции, интерактивный ответ. А четвертое?
- В силу исторических причин я имел очень хорошие личные отношения с руководством Массчусетского технологического института и убеждал их прийти в Россию. До этого они ни в одной стране мира не открывал университетов, только к себе ввозил мозги. Но мне удалось договориться и впервые в истории он вывез свои мозги в другую страну и этой страной оказалась Россия. Для этого я их привозил сюда, организовывал встречи с нашими учеными, давал аналитику того, что в России происходит. Долгая была челночная дипломатия.
- Как относитесь к обвинениям в свой адрес?
- Если сравнить деньги, которые заплачены по этому контракту с суммой, которую взяли бы в McKinsey & Company на разработку аналогичных бумаг и какая-нибудь пиар-компания на публичные мероприятия, то я думаю, что сделал эту работу раз в 10 ниже рыночной цены.
- Илья, эти 750 тысяч стоил весь проект или это ваш личный гонорар?
- Я получил эту сумму за вычетом налогов, а потом тратил на переезды, проживание и оплату экспертов, когда это требовалось.
Михаил Зубов
Эксперты «МК» уверены: справоросс не стоит $750 тысяч
Следственный комитет России вчера утверждал, что Пономарева слишком переоценили: справоросс прочитал не 10 лекций, а всего лишь 2, общий хронометраж которых менее 30 минут. Думаю, что многим не потребуется даже заключений ученых-экспертов, чтобы оценить «размах и глубину научной мысли» господина Пономарева.
Эксперты «МК» согласны с СКР в том, что Пономареву переплатили. Так, директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков сообщил «МК», что $30 тысяч за одну лекцию длиной в 1,5 часа берут преподаватели бизнес-школы Гарварда. В России за один мастер-класс продолжительностью также полтора часа профессорам платят по 15—30 тысяч рублей.
Научно-исследовательская работа же может стоить $450 тысяч, утверждает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. «Так, например, НИУ ВШЭ составлял стратегию социально-экономического развития Самарской области на среднесрочную перспективу, которая стоила порядка 20 млн рублей ($600 тысяч. — «МК»)», — прокомментировал «МК» Смирнов. Однако в ВШЭ сосредоточены ведущие российские эксперты и научные сотрудники, знания же Ильи Пономарева вряд ли стоят таких денег, заключил аналитик.
Образование справоросса вызывает много вопросов. В 1992—1996-х годах Пономарев учился на физфаке МГУ им. М.В. Ломоносова, но ушел с середины 4-го курса. Параллельно он учился в Институте прикладной психологии, где в 1995-м получил диплом по специальности «психодиагностика». Институт основан в 1990-е, а на его сайте не написано, что он выдает дипломы. Только свидетельства об окончании курсов повышения квалификации.
Подобные скандалы уже случались в российской истории. Одним из самых громких дел было так называемое «дело писателей» (или просто Чубайса) в 1997 году, когда 5 членов правительства и Администрации Президента получили за одну книгу о приватизации все те же $450 тыс.
СПРАВКА "МК"
Випы в США читают лекции за очень большие гонорары. Так, 42-й президент США Билл Клинтон после завершения своей политической карьеры стал проводить мастер-классы за гонорары в $150—300 тысяч. Однако однажды его заработок составил рекордные $750 тысяч. Его жена Хиллари Клинтон прочитает первую лекцию 24 апреля этого года в Техасе за $200 тысяч. А бывший премьер Великобритании Тони Блэр получает за каждую лекцию от $80 тыс. до $270 тыс. Впрочем, менее известные бывшие политики и чиновники начинают со скромных $5 тыс. А тем, кто еще на службе, выступать с лекциями вообще запрещено.
Инна Григорьева
Сергей Егоров