В четверг 27 марта на коронерском дознании о причинах смерти российского бизнесмена Бориса Березовского, которое проходило в городке Виндзоре под Лондоном, продолжались выступления свидетелей.
Чем больше деталей становилось известно, тем более доминирующей выглядела версия самоубийства. И хотя некоторые свидетели по-прежнему выражаали сомнение в версии самоубийства и говорили о том, что Березовский мог пасть жертвой своих политических противников из России, никаких доказательств такого исхода не приводилось.
Характерны в этом смысле показания дочери и душеприказчицы покойного Елизаветы Березовской, которая сперва заявила, что верит в самоубийство отца, однако позже честно призналась: "да, я сначала сказала, что верю в самоубийство, но все-таки у меня есть сомнения. Но доказательств нет".
Она также рассказала суду о своей неуверенности в том, что следствие учло все обстоятельства и детали трагедии, происшедшей год назад. “У меня ощущение, что не на все вопросы есть ответы, не всё ясно в этом деле", — сказала Елизавета.
Она напомнила, что Березовский был крупным оппозиционером и "серьезной политической фигурой и его жизнь всегда была под угрозой".
Коронер Питер Бредфорд поинтересовался, почему же на его жизнь не покушались раньше? Этот вопрос удивил Елизавету: "А Вы хотите, чтобы на него покушались каждые две недели"?
Патологоанатом Саймон Пул, производивший вскрытие, заявил суду, что повреждения, обнаруженные при вскрытии тела Березовского, совпадают с признаками, характерными для самоубийства посредством повешения.
Версию о том, что Березовский мог быть задушен, он назвал несостоятельной. "Повреждения характерны для повешения. Признаков какой-либо борьбы с третьим лицом мы не обнаружили", — сообщил Пул в своих свидетельских показанях. Он подчеркнул, что “поскольку покойный не был под влиянием каких-либо дурманящих веществ или алкоголя, он обязательно заметил бы приближающегося к нему злоумышленника вступил с ним в борьбу, следы которой сохранились бы”.
В свою очередь коронер Бредфорд исключил и версию об отравлении бизнесмена. "Нет никаких свидетельств того, что Березовский был отравлен", категорично заявил он. В заключении судмедэкспертизы, оглашенной на слушаниях, отмечается, что “ни один из лекарственных препаратов, следы которых были обнаружены в организме покойного, не мог привести к его смерти либо в силу своей природы, либо в силу слишком низкой концентрации”.
Британская полиция заявила, что у нее нет оснований подозревать участие какой-либо третьей стороны в смерти Бориса Березовского. Представители полиции установили, что смерть Березовского наступила в результате повешения, но следов борьбы и насилия на его теле не обнаружено.
Напомню, что тело Березовского было обнаружено 23 марта 2013 года в ванной комнате дома, где он в это время жил, в деревне Эскот недалеко от Виндзора. На шее был туго затянутый обрывок шарфа, другой обрывок остался на металлической перекладине, на которой крепилась душевая штора. Экспертиза установила, что шарф разорвался в результате приложения силы, что можно объяснить весом тела покойного. “Обе части шарфа совпадают. Волокна обеих частей идентичны. Также было обнаружено множество волокон, идентичных материалу шарфа — и на штанге душа в ванной комнате, и на одежде господина Березовского, в том числе в области шеи и плечей”, – сказано в заключении.
У экспертов нет сомнений в том, что именно этот шарф был использован при самоубийстве", — заявил коронер Бедфорд.
Между тем, практически все свидетели подтвердили, что Борис Березовский, который после проигрыша своего иска к олигарху Роману Абрамовичу (речь шла о 5,5 млрд. долл.), оказался фактически банкротом и испытывал очень большие финансовые трудности, находился в состоянии глубокой депрессии и постоянно говорил о самоубийстве. Он принимал антидепрессанты и даже лечился в израильской клинике. Однако, как рассказала на заседании Елизавета Березовская, за шесть дней до смерти отец перестал пить эти препараты, ссылаясь на боли в печени. Она сказала, что не понимает, почему лечащий врач позволил ему прекратить принимать лекарства, и не поместил его в больницу.
В последние месяцы, по словам Елизаветы, отец изменился до неузнаваемости: "Я даже думала, может, его отравили. Было ощущение, что в его теле происходят какие-то химические реакции".
Однако во время их последнего телефонного разговора 21 марта “отец вдруг стал говорить как нормальный человек". "Это был первый абсолютно нормальный разговор за долгое время", — сказала она, добавив, что в последнее время перед смертью он совсем перестал говорить о самоубийстве. Елизавета рассказала, что узнав о том, что ее отца нашли мертвым в ванной, она сначала решила, что он умер естественной смертью, и лишь узнав про затянутый на его шее шарф, стала думать, что это было самоубийство.
Заседание близилось к концу, когда слово было предоставлено профессору Бернду Брикманну, специалисту по удушениям и удушью. И тут случилось неожиданное.
Профессор Брикманн заявил, что следы на шее Березовского не являются следствием повешанья. Кроме того, он считает, что состояние лица покойного также не соответствовало тому, каким бывает выражение лица повешенного человека.
По мнению Брикманна, бизнесмен был сначала задушен, а затем повешен на своем шарфе для того, чтобы инсценировать самоубийство. Брикманн говорил спокойно, уверенно и очень убедительно. Отвечая на вопросы, профессор подробно объяснял, как и чем отличается тело задушенного от тела повешенного.
- Вы уверены в том, что это было убийство, осуществленное третьей стороной? - спросил его коронер.
Брикманн ответил утвердительно. По его мнению, душителей было двое.
После этого судья-коронер Брэдфорд удалился на обдумывание окончательного вердикта. А когда спустя 40 минут вернулся в зал, то удивил всех собравшихся своим решением.
По итогам дознания Питер Бредфорд пришел к редкому в британской юридической практике выводу. Он счел причину смерти российского бизнесмена Бориса Березовского недоказанной и вынес так называемый "открытый вердикт". Подразумевается, что предоставленных свидетельств и вещественных доказательств недостаточно для того, чтобы уверенно назвать причины смерти.
"Я могу либо вынести вердикт, что Борис Березовский покончил с собой, либо что его убили. Любая из этих версий должна однозначно подкрепляться доказательствами. Я не располагаю достаточными доказательствами для подтверждения ни одной из этих версий. Поэтому я оставляю вердикт открытым", — сказал Питер Бедфорд.
"Я не говорю, что он убил себя сам, но я не говорю, что он был убит", — сказал коронер, уточнив, что не может принять ни одну из версий. Решение следователя означает, что он не принял доводы полиции, ряда свидетелей и экспертов, которые считали, что Березовский покончил жизнь самоубийством. Также он не согласился с версией о том, что Березовский мог быть убит.
При этом коронер заметил, что нет никаких явных следов присутствия посторонних в доме Березовского перед его смертью, однако обратил внимание на показания ряда знакомых о том, что предприниматель был человеком, который был готов "продолжать борьбу после проигрыша судебного спора с Абрамовичем".
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон
Смотрите видео: Умер Борис Березовский