Официальные цифры выглядят вполне правдоподобно, так как они совпадают с данными exit poll и моими личными наблюдениям. Все, с кем мне удалось побеседовать на участках, сообщили, что проголосовали за Россию. Отказались отвечать только три или четыре человека. В пользу Украины не высказался никто.
Хмурое дождливое крымское утро. На участке в железнодорожном техникуме играет музыка. Прозрачные урны, наблюдатели, exit poll на выходе. Все, как положено. Люди общаются довольно охотно. С утра много пожилых, инвалидов, их ведут под руки дети и внуки. Есть и такие, кто уже много лет не ходит ни на какие выборы. В этот раз пришли и они.
- Я инженер.– рассказывает пожилой мужчина. - Родился в Приморском крае. В Крыму учился в школе. Закончил институт в Казани. Работал по распределению в Волгограде. Теперь живу здесь. Я русский, конечно. Где мой дом? Где моя родина?
- А я родилась в Крыму, всю жизнь проработала в крымской энергетике. – говорит Татьяна. – В 54-м году мы однажды легли спать в России, а проснулись в Украине.
- Мы за то проголосовали, за что всю жизнь хотели. – Ольга пришла на участок с 13-летней дочерью. - Мы россияне и останемся ими. Я инженер-конструктор, родилась в Тверской области. Мечтала – выращу детей и вернусь на родину. А получилось так, что Россия сама к нам пришла. И мы очень счастливы. Потому что здесь уже все достало. Суды на украинском языке, образование нормальное детям дать нельзя. Украинский в школах изучают больше, чем русский. Русский два раза в неделю, украинский четыре. Литература украинская. Защемляли со всех сторон.
Неле Александровне 79 лет. Ее семья переехала в Крым в 1948-м году.
- Когда мы сюда приехали, здесь была Россия. Красивый город. Нищих не было, беспризорных детей не было. Я работала в школе, на почте, на фабрике. У меня была маленькая зарплата, но на жизнь хватало. Я одна троих детей вырастила, всем дала образование. Сейчас попробуйте здесь одна троих вырастить! Вытяните? Украина нам ничего хорошего не дала. Когда младшая дочь пошла в школу, ее заставляли насильно учить украинский. Но она отказалась, написала заявление. И не учила. Все украинские правители после распада СССР воровали. А эти, новые, мало того, что воруют, так они еще и бандиты. Своих же граждан убивают. Это только во время войны такое было, когда бандеровцы над людьми издевались. Когда мы в 48-м году сюда приехали, наслушались от людей страшных вещей. Уже после войны, вплоть до 50-х годов, бандеровцы вырезали евреев семьями. Деревнями людей вырезали. Беременным животы вскрывали. А теперь они в Киеве у власти.
- У меня дочь учится в английской школе. – рассказал водитель такси. – Русских учебников нет. Приходится учиться по украинским. Представляете, каково это: русскоязычному ребенку изучать английский по украинскому учебнику? Насколько я знаю, у нас в таксопарке все за Россию.
Унылая окраина города. Хмурый полдень. Тот же дождь, те же прозрачные урны. Замечаю, что отверстия в них прикрыты какими-то картонками.
- В чем тут дело? - спрашиваю у человека с георгиевской ленточкой в петлице. Это участник Самообороны, он охраняет порядок на участке.
- Это для того, чтобы не было провокаций. – объясняет мне Николай Иванович. – В городских аптеках раскупили всю зеленку и резиновые груши. Это неспроста. Видимо, собираются заливать бюллетени в урнах при помощи этих средств. Прецеденты такие во время прошлых выборов уже были. Были даже случаи, когда бюллетени в урнах поджигали.
- А у вас есть оружие?
- Нет, конечно. Это только бендеровцы ходят с оружием.
- Вы сами-то за что голосовали?
- Не знаю, имею ли я право говорить. Может, вы из Львова приехали… А там наши враги. Да и в Москве у вас есть такая прослойка мерзавцев… Я сам когда-то был против коммунистов. Но до развала СССР я работал простым слесарем-сантехником, и получил квартиру от государства. А в независимой Украине нас только грабили, кто бы ни приходил к власти. Тех же, кто сейчас захватил власть в Киеве, мы просто боимся. Потому что это бандиты. Они готовы нас убивать. Они распотрошили все милицейские склады, 5 тысяч автоматов взяли только во Львове. Европа не знает этого? Или Америка этого не видит? Я лично, если ко мне придут и станут терроризировать, отвечу адекватно. Будут в меня бросать бутылки с бензином – вдвойне их забросаю. Я готов на все.
– Не успели эти бандиты в Киеве прийти к власти, как сразу решили, что русский язык надо убрать. - говорит пенсионер Владимир Петрович. – Это была их роковая ошибка, так им и передайте. Тут уж терпение у народа лопнуло. Мы хотим в Россию, она наша мать, а мы ее дети. А с теми, для кого Бандера герой, нам не по пути. Для нас он не герой, а убийца.
На участке в 11-й гимназии двое мужчин о чем-то горячо спорят с членами комиссии.
- Мы не можем так сделать, это не по правилам. – объясняет им председатель. – Почему вы не пришли вчера?
- Наша мама – заслуженный учитель Украины. – говорит мне один из этих людей по имени Михаил. – Ей 74 года, она не ходит почти. Инвалид 1-й группы. Хотели, чтобы ей урну для голосования привезли на дом.
- Вы должны были прийти вчера и написать заявление. – возражает председатель. – Списки тех, кто голосует на дому, уже составлены. С утра к ним уже выехали. Как мы объясним, откуда взялся лишний человек?
- Что ж, придется маму как-то доставлять сюда. – говорит Михаил. – Хоть на руках нести.
- Что страшного случится, если она не проголосует? – спрашиваю я.
- Да вы что! Там такая истерика: хочу, говорит, голосовать за Россию, и все тут!
Председатель комиссии жалуется мне на неточность списков.
- Киев перекрыл нам базу данных. Поэтому мы работаем по спискам 2012 года, не уточненным. В списках есть люди, которые уже умерли. Многие в списках себя не находят. По паспорту с пропиской мы их вносим в дополнительные списки.
Главной интригой референдума было голосование крымских татар. Меджлис крымскотатарского народа призвал к бойкоту референдума. В воскресенье глава Бахчисарайской районной государственной администрации Ильми Умеров заявил, что в районах компактного проживания крымских татар в Бахчисарае референдум о статусе Крыма сорван: там якобы не удалось сформировать избирательные комиссии и открыть избирательные участки.
Чтобы проверить это утверждение, я отправилась в Бахчисарай. Город казался вымершим, но участки были открыты, и редкие прохожие охотно указывали к ним дорогу. На участке № 12004 к 15 часам дня из 1041 избирателей проголосовали 660. Председатель комиссии Светлана Бирюкова утверждает, что среди них были и крымские татары. «Но у нас на участке живут разные национальности. Татар не так много».
- Почему Умеров говорит, что участки не открылись?
- Это вы у него спросите. Нам вранье надоело слушать.
Я убедилась, что люди на участок идут, хотя и не очень активно. «У нас наплыв был с утра, - утверждает председатель. – А вообще активность по городу высокая. И все участки работают. Что касается людей крымскотатарской национальности, то у них нет единого мнения по поводу референдума. Некоторые даже просили у нас помощи, говорили, что их запугивают».
Обнаружить главу Бахчисарайской районной администрации на рабочем месте мне не удалось: был, сказали, с утра, но уехал. Зато в том же административном здании на площади Ленина я обнаружила избирательную комиссию Бахчисарайского района.
- У нас в районе 74 участка, в городе 19. – рассказала председатель комиссии Людмила Погорелова. – Явка у нас в целом хорошая, исключение составляют участки в местах компактного проживания крымских татар. Сейчас на 15 часов явка составляет по району 51%. В Старом городе на 2-м участке проголосовало 30% крымских татар. Но в основном татары референдум бойкотируют.
- А в чем проблема со списками?
- Реестр Украины запретил выдавать наши списки, и их приходилось составлять собственными силами.
- Как вы можете прокомментировать утверждения, что участки не открылись, комиссии не сформированы?
- Это неправда. В 6.45 все участки уже были готовы к открытию. И ровно в 8.00 открылись все 74 участка. Один из наиболее «проблемных» участков находится в здании Бахчисарайского автовокзала, на втором этаже. В небольшом помещении тихо и пустынно, играет музыка. Стоят прозрачные урны. Избирателей нет.
- Наш участок находится на территории 7-го микрорайона, где компактно проживают крымские татары. – рассказывает председатель комиссии. – В списках 785 избирателей. На 16.00 проголосовало только 12% от этого числа. Ильми Умеров распространяет в интернете ложные сведения о том, что участки, где могут проголосовать крымские татары, не работают, нет избирательных комиссий. На самом деле мы работаем в штатном режиме. Единственная проблема – нехватка времени. Были развешаны объявления, разнесены пригласительные. Около 20 крымских татар здесь проголосовали. На участке, который обслуживает 5-й и 6-й микрорайоны, показатель еще ниже: там 10% проголосовали. Очень жаль, что люди, месте с которыми мы живем, нас не поддержали. Что они выбрали фашистскую Украину.
Уже в сумерках мы приехали в село Почтовое Бахчисарайского района – еще одно место компактного проживания крымских татар.
- В 8 утра на участок сразу зашли человек 200, наверное. – рассказывает председатель участковой комиссии № 12028 поселка Почтовое Светлана Валентиновна Трухина. – Сразу образовались большие очереди. А в комиссии всего шесть человек. Но мы справились.
Участок находится в большом школьном спортзале, в котором 200 избирателей вполне могли поместиться. Но сейчас уже 18 часов, и людей мало.
- У нас по списку 1798 избирателей. – говорит Трухина. - На данный момент проголосовало уже 1455, плюс 53 человека голосовали на дому по заявлениям – это те, кто не смог сам прийти на участок. То есть явка составила 84%, а еще два часа до закрытия участка.
Спрашиваю у председательницы, голосовали ли татары.
Крымские татары принимали участие в голосовании, хотя их было немного. – говорит она. - Основная масса татар по призыву Меджлиса бойкотирует референдум.
Однако повлиять на исход референдума это все-равно не смогло.
Смотрите видео: эйфория в Крыму после референдума