В отличие от буйного Киева в Ереване — тишь и благодать. Кучку оппозиционеров, пришедших встретить российского президента плакатами «Прибыл отец Сержика» и «Нет таможенной колонизации», быстро развели по полицейским участкам. А ведь еще летом армянские лидеры стремились к евроинтеграции не меньше Украины. Премьер-министр Армении Тигран Саргсян без обиняков называл присоединение к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии бессмысленным и невозможным и обещал, что на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» Армения, так же как и Украина, подпишет соглашение об ассоциированном членстве с ЕС.
Все изменилось 3 сентября, когда армянский президент Серж Саргсян повстречался в Москве с Владимиром Путиным. После переговоров двух лидеров Ереван, как избушка на курьих ножках, повернулся к Европе задом, а к ТС передом. Какие именно аргументы заставили г-на Саргсяна стать политическим флюгером, неизвестно, но, видимо, они не сильно отличались от обычной риторики России в отношении своих партнеров по СНГ. Армения на льготных условиях ежегодно покупает у «Газпрома» около 2 млрд кубов газа и экспортирует в РФ преимущественно продукты питания и сельскохозяйственное сырье. Игра на этих струнах (а Путин, как показывает практика, в таких делах является прямо-таки виртуозом) оказалась бы весьма чувствительна для страны, и Саргсян благоразумно решил не рисковать, тем более что запала местной оппозиции хватило лишь на немногочисленные и вполне мирные акции.
Выступая на форуме «Россия. Армения. Таможенный союз», российский президент заявил, что Ереван посчитал возможные преференции и сделал свой выбор «Это суверенный выбор», — подчеркнул он. Но Россия поможет, «чтобы прогресс интеграции продвигался максимально эффективно». Подготовка необходимых документов уже началась. По мнению Путина, присоединение к ТС и в перспективе к Евразийскому экономическому союзу «будет серьезно подкреплять экономический потенциал Армении». Чтобы не быть голословным, он привел в пример Россию, Казахстан и Белоруссию, товарооборот между которыми после создания свободной зоны заметно увеличился, а экономический рост, несмотря на плохую конъюнктуру, составил 1,8%.
— Вот вы тут вспомнили про марш Агапкина «Прощание славянки», — вдруг обратился Путин к Саргсяну, — так это он под воздействием ухода с Балкан написал. Что касается Закавказья, то Россия никогда отсюда уходить не собирается. Наоборот — будем укреплять свои позиции.
В отличие от выпендривавшегося до последнего Киева Армения так быстро отказалась от евроинтеграции, что у Путина появился перед этой страной моральный долг, который, как известно, платежом красен. Расплачиваться за лояльность Россия намерена инвестициями в инфраструктурные проекты и промышленность, включая модернизацию местной железнодорожной сети, а также реконструкцию технически устаревших АЭС и Севанской ГЭС. В понедельник Путин вместе с Саргсяном запустил в промышленную эксплуатацию такой проект: 5-й энергоблок Разданской ТЭС существовал на бумаге более 20 лет, до тех пор, пока к строительству не подключился «Газпром». Инвестиции, по словам российского лидера, составили 300 млн долларов. Всего в Армении работают 1300 компаний, созданных при участии российского капитала. Помимо «Газпрома» это ВТБ, РЖД, ИнтерРАО. Во время визита Путина было подписано соглашение о выходе на местный рынок еще одного российского гиганта — Роснефти.