Амнистия пугает правозащитников и злит МВД

В Общественной палате не сошлись во вменениях, кого и как выпускать на свободу

Нужна или не нужна обществу масштабная амнистия заключенных, обсуждали в пятницу за круглым столом в Общественной палате. Проект амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ, предполагает в том числе освобождение осужденных за коррупционные преступления. Если оставить это положние, гражданскому миру в стране может грозить опасность, считают некоторые участники состоявшегося обсуждения. Чтобы доказать, что опасно как раз оставлять то положение дел, что существует сегодня, их оппоненты привели на заседание жену и троих маленьких детей предпринимателя, выступившего против коррупционеров и осужденного по сфабрикованному делу.

В Общественной палате не сошлись во вменениях, кого и как выпускать на свободу

Председатель комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена, перед обсуждением попросил участников круглого стола «не лезть в политику», а просто постараться высказать свои точки зрения на то, «кто должен выйти, а кто должен сидеть».

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Мария Каннабих, заявила, что «безусловно, амнистия — дело необходимое, но к ней нужно очень серьезно готовиться». Она предложила всерьез подумать над вопросом, «каким образом мы будем справляться с тем потоком людей, что придут к нам на свободу — больными, не имеющими профессию, жилья и родственников?»

- Если выйдет на свободу такая большая группа людей, где они будут работать, жить, чем заниматься? Готовиться к их реабилитации нужно начинать уже в колониях, - считает правозащитница.

Представитель Генпрокуратуры Сергей Сотченко пояснил, что проект в ведомство еще не поступал и поэтому пока не имеет официальной юридической оценки. Но по его собственному убеждению, под амнистию ни в коем случае не должны попасть те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. По просьбе Анатоия Кучерены он пояснил, что имеет в виду насильников, убийц и террористов.

Профессор академии МВД Петр Скобликов внимательно ознакомившись с текстом проекта амнистии, отметил, что как «юрист со стажем» он не может не отметить следующее:

- Предлагается освободить всех, кто совершил любое мошенничество и растрату в том числе с использованием служебного положения. Эти преступления относятся к особо тяжким и имеют коррупционную направленность. Под соответствующие статьи подпадают действия фигурантов многих резонансных дел. Если проект амнистии реализуется в этом виде, то худшие ожидания граждан — то, что коррупционеры уйдут от ответственности, оправдаются. Под амнистию не должны попадать также представители организованной преступности. В течение последних 3-4 лет общественность ужасалась когда узнавала, как организованные преступные группы брали под контроль целые регионы — вспомним Кущевку или Гусь- Хрустальный. Граждане ожидают что будет, наконец, наведен порядок. Но если, будет амнистия, которая сейчас предлагается, то борьба с ОПГ, на мой взгляд, будет свернута. Еще один момент: отношение к амнистии потерпевших. Масштабное освобождение не раскаявшихся, не возместивших ущерб преступников не укрепит гражданский мир, а поделит общество на две части: преступников, которые с воодушевлением примут амнистию и и потерпевших которым она покажется несправедливой. Мало того, это может подтолкнуть граждан к самосудам и расправам и законопослушные граждане сами станут преступниками. Я считаю, что нельзя амнистировать коррупционеров и представителей ОПГ, а также при решении об амнистии нужно обязательно учитывать факты возмещения или не возмещения причиненного вреда и факт раскаяния.

По убеждению Скобликова, в местах лишения свободы «в основном находятся опасные преступники» а те, кто оступился в первый раз или совершил преступление небольшой тяжести, наказаны без лишения свободы. Ну, а если есть судебные ошибки, то решать проблему амнистией не правильно — нужно реабилитировать конкретных осужденных.

- Если механизм исправления судебной ошибки не совершенен, его нужно менять, но не выпускать всех чохом, - заключил Скобликов.

Выступивший вслед за ним известный адвокат Юрий Костанов, заявил, что «было бы лучше, если бы МВД всерьез занималось криминологией, а не тем, чтобы как можно больше схватить и посадить». Также он предложил предыдущему оратору слушать не отчеты руководителей ФСИН, а тех, кто работает «на земле».

- Вы бы поняли, что процентов 30 а то и больше в колониях таких людей, которых там вообще не нужно держать. Пока все, что идет от МВД — только самое худшее. В последние годы наш УК стал гораздо более репрессивным чем в СССР и с каждым днем он становится все более репрессивным. А причина этому проста: депутаты ничего не понимают в юриспруденции, а знают одно: чтобы бороться, надо ужесточать.

Как результат, в колониях сейчас много людей, которые должны быть наказаны, но не лишением свободы, - считает адвокат.

- Вообще, по-моему там должны находиться только те, кто действительно опасен для окружающих - те, кто осуждены за насильственные преступления. И если люди, которым там не место, будут освобождены, то это, безусловно, будет способствовать гражданскому миру.

«Вопиющий» пример несправедливого осуждения привел руководитель проекта ГУЛАГУ.НЕТ Владимир Осечкин.

- Вчера ряд известных правозащитников и экспертов подписали обращение взять под общественный контроль два уголовных дела — дело «Ив роше» в отношении известного политика и дело в отношении предпринимателя Константина Герберга. Эти дела идентичны по ущербу, но фигурант первого — известный политик Навальный остается на свободе, а второй — простой предприниматель — отправляется в колонию на 8 лет.

Осечкин, как оказалось, привел на заседание жену предпринимателя Герберга, Зинаиду с тремя малолетними детьми.

Зинаида рассказала членам Общественной палаты, что произошло с ее мужем. Герберга направили в качестве управляющего менеджера на разорившуюся птицефабрику в Чувашию. Там оказалось, что птицефабрика безжалостно разворовывается. Герберг уволил трех пенсионеров-охранников и нанял профессиональный ЧОП, отремонтировал ворота фабрики и «залатал» дыры в ее ограждении. Вскоре дела фабрики стали выправляться. И тогда Гербергу было предложено чиновниками Минсельхоза взять кредит на дальнейшее развитие предприятия. Он согласился, а буквально через пару дней к нему обратилась посредница — местная чиновница - с требованием отката в 200 тысяч долларов. Герберг, посоветовавшись с супругой, написал заявление в ДЭБ МВД. Передаваемые купюры были помечены и возбуждено уголовное дело. За проявленную гражданскую позицию предпринимателя даже наградил медалью бывший министр МВД Рашид Нургалиев. Но вскоре оказалось, что дела против чиновников прекращены, а сам предприниматель попал под уголовное преследование по статье «мошенничество».

- Гербергу вменили в вину то, что он отремонтировал ворота фабрики, нанял ЧОП, снял квартиру для своего проживания (в Чувашию его направили из Москвы), оплачивал мобильную связь, ездил в командировки в Москву. Все иэти факты стали эпизодами, якобы, растрат. Он год он пробыл в СИЗО, а теперь суд приговорил его к 8 годам реального лишения свободы, - пояснил Владимир Осечкин. - На протяжении всего процесса грубейшим образом попирались права Герберга. А само дело против него было инспирировано из чувства мести. Те же, кто получил откат, так и остаются на свободе.

- Вот это иллюстрация того, как у нас работает правоохранительная система. И таких людей у нас много. Когда женщина с маленькими детьми приезжает из Чувашии в Москву чтобы найти правду, это говорит о том, что надо срочно что-то делать, - заключил Анатолий Кучерена.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру