Помимо госаппарата, остались без работы многочисленные компании частного сектора, выполняющие госзаказ. Экономика, еще не окончательно выздоровевшая после «Великой рецессии» 2008 – 2009 годов, ежедневно недосчитывается порядка $300 млн. А тем временем демократы и республиканцы, заседающие в вашингтонском Капитолии, произносят гневные речи и ждут, чтобы первой «моргнула» другая сторона.
Политика за гранью нормального
Новостная интернет-служба Yahoo! News описывает, как конгрессвумен-демократка из Нью-Йорка Нита Лоуи, тяжело вздыхая, говорит журналистам: «Это заведение – дурдом». В этой оценке она не одинока. Правоконсервативные фанатики, которые взяли в заложники госбюджет и всю страну, ведут борьбу против Закона о доступном здравоохранении, принятом в 2010 году (его основные положения вступают в действие с января 2014 года), – такой бюджетный шантаж уже сам по себе тянет на сюжет из дурдома. Ведь речь идет не о законопроекте, а о законе, принятом Конгрессом и даже подтвержденном Верховным Судом! Вы же, вроде, живете в правовом государстве, где законы надлежит не подрывать, а выполнять?
Еще один дурдомовский сюжет – на подходе. Как сообщил министр финансов США Джек Лью, 17 октября будет исчерпан установленный Конгрессом для правительства долговой лимит ($16,7 трлн.). Вполне возможно, что крайне правое крыло Республиканской партии снова применит шантаж: голосовать за поднятие «долгового потолка» будем лишь в том случае, если будет отложено осуществление закона о медицинской реформе. Чистый политический сюрреализм: «долговой потолок» надо повышать автоматом, если без этого государство не в состоянии платить по счетам. Это не предмет торга, не тема для дискуссий. Против подобного авантюризма предупреждал еще кумир консерваторов Рональд Рейган.
Если завтра дефолт
Если «долговой потолок» не будет поднят, предупреждают аналитики, это – прямая дорога к дефолту федерального правительства, у которого могут быть самые катастрофические последствия, причем не только для США. Когда окажется неплатежеспособной самая большая экономика мира, это аукнется всем – от Гренландии до Новой Зеландии.
Сейчас, правда, экономисты и правоведы ведут дебаты о возможных шагах федерального правительства в случае, если произойдет то, чего не было никогда, – если США окажутся неспособны платить по счетам и долговым (в том числе иностранным) обязательствам. Кто-то говорит, что администрация Обамы может радикально сократить свои расходы и за счет этого выплачивать задолженность (с процентами) кредиторам. Другие с этим не соглашаются. Пресловутый «потолок», напоминают они, уже был объектом безответственных политических игр в 2011 году – тогда в обмен на его повышение «фискальные ястребы» добились бюджетного секвестра, действующего на сегодняшний день.
Но не поднять «потолок» было невозможно: тогдашний министр финансов Тимоти Гайтнер говорил, что без поднятия «потолка» платить по долговым обязательствам можно, лишь сократив расходы правительства на 40% – что просто нереально. Минфин тогда напомнил законодателям о законе, который не позволяет в подобной ситуации «уморить голодом» одних, чтобы выжили другие: все статьи госбюджета имеют равный статус. Еще одно напоминание касалось суверенного рейтинга США: сценарий дефолта – это верная дорога к его снижению всеми рейтинговыми агентствами, после чего занимать деньги у кредиторов станет дороже, а госдолг будет расти быстрее.
Так повелели «реднеки»...
Но фанатиков это не пугает. Они боятся другого – «дать слабинку» и на выборах будущего года не получить мандат на очередной срок от своих избирателей, косных и невежественных обитателей медвежьих углов Америки. Эти люди, известные в народе под кличкой «реднеки» («бурые шеи»), которые ненавидят государственную власть, налоги, расовое равноправие и лично президента Обаму, которые требуют неограниченной свободы владения оружием и запрета на аборты, избрали в Конгресс несколько десятков депутатов, и руководство Республиканской партии не может с ними совладать. Спикер Палаты представителей Джон Бейнер мог бы провести голосование за бюджет без этих ультрарадикалов, но в ответ от них можно ждать чего угодно – вплоть до выхода из партии. А тогда у республиканцев уже не было бы большинства в нижней палате (в верхней они и так в меньшинстве).
Вот и чудят республиканцы всем кагалом в угоду своему радикальному правому крылу. Выносят на голосование в Конгрессе «поштучные» кусочки бюджета – ассигнования на ветеранов, больных детей и т.п., чтобы вышибить слезу и показать «бесчеловечность» демократов. Республиканцы знают, что демократы не будут голосовать «по кусочкам», – они требуют утверждения бюджета в целом и без неуместных «довесков», касающихся медицинской реформы и т.п. Значит, демократы – враги народа!
Федеральное полит-шоу
В минувший четверг и вовсе учинили театральное представление. Лидер республиканского большинства в Палате представителей Эрик Кантор вывел на лужайку семь депутатов-медиков, одетых в белые халаты. У одного даже стетоскоп висел на шее для пущей убедительности. Кантор объявил прессе, что Палата представителей большинством голосов проголосовала за выделение ассигнований Национальному институту здоровья, и призвал Сенат, руководимый демократами, последовать примеру нижней палаты. Сенат не последовал: демократы твердо выступают против выборочного бюджетирования.
За два дня до этого на территорию вашингтонского Мемориала Второй мировой войны, закрытого в связи с бюджетным кризисом, прорвалась большая группа ветеранов-инвалидов. К месту народного гневоизъявления быстро подтянулись законодатели-республиканцы, ну, а телекамеры уже работали, и пошли в эфир обличительные речи... На следующий день республиканцы продолжали ораторствовать на публику, требуя открыть военный мемориал. И не подозревали, бедняги, что в это самое время пресс-секретарь Белого дома Джей Карни объявлял журналистам о решении президента Обамы – мемориал сделать доступным для ветеранов в порядке исключения.
Видимо, разделяя оценку насчет «дурдома», капеллан Сената США преподобный Бэрри Блэк вознес такую молитву: «Помилуй нас, Господи, и спаси нас от безумия... И избавь от бремени тех, кто страдает от этого закрытия правительства...»
Слово банкира – на вес золота
А тем временем за кулисами республиканской политики зреют гроздья гнева против тех, кто ведет Республиканскую партию по пути безответственных решений. Недавно в Нью-Йорке проводил встречу с донорами партии один из ее лидеров – конгрессмен Грег Уолден, который возглавляет Национальный республиканский комитет по выборам в Конгресс. Доноры – по большей части уолл-стритовские финансисты – задали Уолдену принципиальный вопрос: почему Республиканская партия подпала под такое влияние самого экстремистского ее крыла? Почему партия угрожает американской нации не только закрытием правительства, но и дефолтом?
Уолден ответил, что праворадикальные «чаепитчики» (члены движения «Чаепитие», названного по аналогии с «Бостонским чаепитием» времен американской революции) пришли из народных глубин и выражают волю народа и что партийное руководство поэтому к ним прислушивается. Ему возразил бизнесмен из Хьюстона, крупный республиканский донор Фред Зайдман: «чаепитчики» не понимают происходящего в стране, и вместе с ними «мы с самого начала действуем неправильно». А посему, сказал он, «чек я выписывать никому не буду».
Отказалась выписывать чек и большая активистка по сбору средств для Республиканской партии Бобби Килберг. «Маленькая группа диктует свою волю всей партии, – сказала она. – Надо не бояться движения «Чаепитие». Иначе люди нам скажут: «Хватит, надоело!»
Кажется, уже сказали. Согласно результатам свежего опроса, проведенного телекомпанией CBS, 44% опрошенных считают виновниками происходящего республиканцев, а 35% – демократов.
Илья БАРАНИКАС, собкор «МК» в США, Нью-Йорк.