В зале нашей Госдумы в последнее время стало заметно многолюднее. Но когда вчера с утра прозвучало предложение с учетом плотной повестки дня включить более быстрый режим голосования, большинство эту идею не поддержало: а вдруг “дежурные” депутаты физически не смогут нажать все кнопки за свою фракцию?
“Госдума нередко подвергается критике по фактам отсутствия ряда депутатов в зале пленарных заседаний. При этом не всегда отсутствие связано с уважительной причиной (например, командировка, болезнь)”, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Обращают на себя внимание скромные слова “нередко”, “ряд депутатов” и “не всегда”. Характеристики “без конца”, “большинство” и “как правило” были бы уместнее…
Так или иначе, авторы документа, председатели Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин и Комитета по регламенту и организации работы Думы Отари Аршба, оба — единороссы, полагают, что их предложение “позволит обеспечить сохранение доверия между парламентарием и избирателем”.
Ответственность за неявку в зал без уважительной причины и сам перечень уважительных причин Госдума утвердит 7 июля, внеся изменения в свой регламент. А действовать новые правила начнут с сентября. Альтернативный законопроект, внесенный фракцией ЛДПР, который разрешал исключать из депутатов за хронические прогулы, поддержки не получил.
Любопытно, что сперва думское большинство планировало одновременно с укреплением явочной дисциплины укрепить и дисциплину финансовую, приравняв депутатов к простым смертным и заставив их покупать железнодорожные и авиабилеты за деньги. Деньги, полученные под аванс (если речь идет о командировке) или просто “за свои”. Но при подготовке законопроекта к рассмотрению эта статья из него исчезла.
Марина Озерова
А КАК У НИХ?
Особенно много прогульщиков в главном законодательном органе Евросоюза — Европейском парламенте. Для того чтобы призвать недисциплинированных депутатов к порядку, в прошлом году даже создали сайт www.votewatch.eu, который показывает, как часто каждый избранник ходит на заседания. Представители Ирландии, Польши, Франции и Румынии демонстрируют самую плохую посещаемость. При этом депутат от Ирландии Мэри Лу Макдональд, чья посещаемость на начало 2009 года была всего 57%, набросилась на создателей сайта с критикой: дескать, данные неточны…
Между тем методику подсчета присутствующих создатели сайта взяли у американцев, которые давно озабочены тем, сколько пустых мест можно наблюдать во время заседаний конгресса США. Самое интересное, что слуги американского народа вообще не обязаны голосовать — это их личное дело. Однако налогоплательщики, из чьих средств и платят конгрессменам (минимальная з/п — $174 000 в год), хотят, чтобы политики являлись на работу. Посещаемость некоторых поражает: например, конгрессмен Нил Эбекромби умудрился побывать лишь на 13% заседаний и при том переизбирался аж 10 раз. В среднем партии, представленные в конгрессе, пропускают голосования по 4—5% вопросов.
В британском парламенте ситуация вообще занятная: мест там меньше, чем депутатов! “Высокая посещаемость отмечается лишь тогда, когда ожидается выступление премьер-министра или голосование по важным вопросам, — прокомментировал “МК” член британской палаты общин Пол ФЛИНН. — В остальное время на заседания являются не более 80% депутатов, но это вполне понятно, ведь в британском парламенте 650 членов, а мест сидячих — всего 425 (это выглядит нелогичным, но так уж исторически сложилась, традиция, ничего не поделаешь). Поэтому при стопроцентной явке, которая отмечается крайне редко, в зале не протолкнуться. Никакие штрафы и наказания за отсутствие для депутатов не предусмотрены. Несколько лет назад членом британского парламента был даже один депутат, который постоянно жил в США. Что же касается голосования, то в отсутствие депутата проголосовать за него никто не имеет права. Процедура предусматривает, что присутствующий на заседании член парламента должен подойти к секретарю и записать свое имя — иначе его голос не учтут.
— В итальянском парламенте большинство депутатов не посещают заседания, — говорит “МК” итальянский политик и экс-депутат Европарламента Джульетто КЬЕЗА. — И никаких наказаний за это не предусмотрено. Существуют только моральные санкции — это когда пресса пишет о том, что депутаты прогуливают парламентские мероприятия. Но вообще мало кто обращает на это внимание…
А что творится у ближайших соседей, в Верховной раде Украины? Да то же, что и у нас. Например, позавчерашнее вечернее заседание Рады завершалось в сильно поредевшем составе: около 30 депутатов в зале.
Парламент Украины заседает 8 дней в месяц. Но даже при таком ненавязчивом графике там точно так же по залу бегают “дежурные” депутаты, нажимая кнопки за себя и за того парня. Причем зачастую обнаруживается, что заранее запланированный к рассмотрению законопроект даже некому докладывать. Потому как в зале отсутствуют и его непосредственные авторы, и члены профильного комитета.
Бороться с этой напастью пытались неоднократно. Яценюк, председательствовавший в парламенте в 2007—2008 годах, предложил разработчику электронной системы “Рада” академику Морозову изобрести “умные кнопки” для голосования. Которые реагировали бы исключительно на отпечаток пальца “постоянного хозяина” кресла. Но народные избранники усмотрели в новшестве посягание на свои конституционные права. По той же причине не прошло и более экзотическое предложение: “приучить” кнопку реагировать на сердечные ритмы конкретного депутата.
Наталья Степанова
Андрей Яшлавский Олег Базак