О физическом и моральном состоянии тех, кто идет в армию, говорили в среду на совместном заседании представители Генпрокуратуры, Минобороны, Минспорттуризма и Минобрнауки. По мнению некоторых участников этого совещания, вылечить армию можно, возродив в России военный патриотизм и увеличив призывной возраст.
— За последние два десятка лет число годных к военной службе молодых людей сократилось почти на треть. Причем у 30% допризывников здоровье и уровень физической подготовки не соответствуют требованиям армейской службы. В результате в ряды Вооруженных сил приходят неподготовленные люди, и уже в армии приходится их учить, воспитывать, лечить, восстанавливать и развивать физическое здоровье, а порой просто откармливать, обеспечивая нормальным, полноценным питанием, — сообщил генеральный прокурор Юрий Чайка.
На взгляд генпрокурора, “наблюдается повышение интереса у молодых людей к службе в Вооруженных силах”, и “это только первая положительная тенденция”. Однако “проблем в этой сфере еще сохраняется достаточно много”. И прежде всего они касаются “недостаточного охвата молодежи” обучением военно-учетным специальностям и военно-патриотическим воспитанием.
О “массовом проникновении наркотических средств в Вооруженные силы” рассказал замминистра обороны Николай Панков. Наиболее тяжелая ситуация, по его словам, складывается в Башкирии, Амурской, Кемеровской, Свердловской, Московской областях и Краснодарском крае. А призывники из Алтая, Удмуртии, Забайкалья, Приморского края и Амурской области чаще других совершают самоубийства. Главная забота Минобороны, как выяснилось, — слабое здоровье призывников. Чтобы исправить ситуацию, ведомство предлагает реорганизовать спортивные клубы в физкультурно-оздоровительные центры, где проводилась бы и допризывная подготовка. А спортивные базы воинских частей — предоставлять военно-патриотическим объединениям.
Именно в системном, государственном подходе к военно-патриотическому воспитанию будущих призывников видит выход замминистра обороны Панков.
— Необходимо возобновить производство патриотической литературы, создавать художественные и учебные фильмы, соответствующие игры и интернет-сайты. А также наладить производство детских игрушек, копирующих отечественные образцы вооружения и военной техники.
Военный патриотизм, видимо, должен отвлечь молодых людей от экстремизма. Молодежных группировок такой направленности, как подсчитали в Минобороны, в России насчитывается 150. При этом “полученные навыки общения в неформальных молодежных группировках неизбежно приходят в воинские коллективы, и, кстати говоря, это одна из главных причин неуставных проявлений так называемой дедовщины”, — считает Николай Панков.
Вице-премьер Сергей Собянин считает, что “проблему патриотического воспитания невозможно решить одними циркулярами, изданиями нормативных актов и законами”.
— Мы должны определить себе тот образец и эталон, к которому стремиться, потому что у нас постоянно ссылки идут на образец советского периода. Сегодня, когда мы живем в условиях открытого информационного общества, те способы и методы патриотического воспитания — замшелые. Они вряд ли будут эффективны, несмотря на то что мы будем вбухивать туда какие-то бюджетные средства. Уровень патриотизма зависит не столько от количества лекций на тему патриотизма, сколько от уровня экономики, социальной сферы, спорта, науки и образования. Один выигрыш на международном чемпионате будет стоить гораздо больше, чем тысяча прочитанных лекций, — считает Собянин.
А министр образования и науки Андрей Фурсенко спрогнозировал в России демографическую яму до 2020 года, что скажется на ситуации с приемом в вузы и призывом в армию. “У нас за пять лет почти вдвое уменьшилось количество выпускников школ”, — подсчитал Фурсенко. И предложил увеличить призывной возраст: “Более взрослая армия более подготовлена и готова к вызовам времени. У нас армия сегодня взрослеет. У нас многие люди сейчас уходят в армию не после школы, а после вуза. Но это значит, что готовить людей и требовать с них надо совсем по-другому. Их надо в большей степени воспитывать, а не обучать. Они уже обучены”, — заявил министр образования.