На всеобщих выборах, прошедших в Соединенном Королевстве в минувший четверг, правящая Лейбористская партия потеряла более 90 парламентских мест, а консерваторы приобрели около 100. Однако им не хватает двух десятков мандатов до абсолютного большинства в палате общин (326 из 650), что позволило бы тори самостоятельно сформировать правительство.
Пока растерянные политики по обе стороны баррикад чесали в затылке, лидер консерваторов Дэвид Камерон публично предложил Нику Клеггу, возглавляющему третью по величине Либерал-демократическую партию, получившую на выборах 57 мест, сформировать коалиционное правительство.
Договориться консерваторам и либерал-демократам не так-то просто. Либдемы требуют замены мажоритарной избирательной системы на пропорциональную, предлагают объявить амнистию нелегальным иммигрантам, прожившим в Соединенном Королевстве 10 лет, отказа от ядерного щита страны — ракетной системы “Трайдент”. Они также выступают за освобождение от налогов тех граждан, которые зарабатывают не более 10 тысяч фунтов ($15 000) в год. Все эти пункты противоречат программе тори.
Но есть жизненно важный вопрос, который отодвигает на задний план все партийные разногласия. Речь идет о спасении британской экономики. Осенью 2008 года правительство Гордона Брауна, желая смягчить надвигающуюся рецессию, пошло на колоссальные займы. В результате шестая по величине экономика в мире оказалась на грани дефолта. Теперь наступает время расплаты, а это значит, что придется пойти на резкое сокращение госрасходов. Для того чтобы решить эту проблему, понадобится сильное правительство.
Переговоры между двумя партиями начались в субботу утром и продолжаются с короткими перерывами в воскресенье и понедельник. По утверждению обеих сторон, беседы идут “весьма конструктивно и в дружеской обстановке”.
Тем временем Гордон Браун остается на Даунинг-стрит и продолжает руководить страной. А министр финансов Алистер Дарлинг в воскресенье представлял Великобританию на встрече министров финансов еврозоны в Брюсселе. Если либеральные демократы не договорятся с консерваторами, то Браун попытается привлечь их на свою сторону и таким способом остаться у власти.
Однако вероятность такого исхода в последние часы кажется маловероятной. По мнению экспертов, 43-летние Дэвид Камерон и Ник Клегг прекрасно понимают друг друга и близки к соглашению, которое, судя по всему, преобразит традиционную картину британской политики.