Британский крейсер получил грамоту
Российский бизнес спасает легенду Королевского флота
Те, кому приходилось бывать в Лондоне, наверняка видели элегантный военный корабль, пришвартованный прямо напротив замка «Тауэр». Это крейсер «Белфаст» - одна из легенд британского флота, нашедший здесь свою последнюю стоянку.
Построенный на верфях столицы Северной Ирландии Белфаста, он был спущен со стапелей в 1938 году и уже через год активно включился в боевые действия против нацистов. С 1942 года «Белфаст» был флагманом 10-й эскадры Британского королевского флота, воевавшей в Северном море. В этом качестве он участвовал в 1943 году в историческом сражении с немецким линкором «Шарнхорст», закончившимся потоплением корабля фашистов. Позже «Белфаст» обеспечивал высадку союзников в Нормандии, а после капитуляции Германии был направлен в Восточную Азию, где принял активное участие в войне в Корее.
Но, пожалуй, одной из самых ярких страниц боевой биографии крейсера было участие в Северных конвоях. Так называлась операция союзников по доставке в СССР грузов по лендлизу. Обычно конвои формировались в Шотландии из торговых судов, которые везли в Архангельск и Мурманск продовольствие, технику, а также стратегические грузы для Красной Армии. Сопровождали их корабли Королевских ВМС, среди которых «Белфаст» играл очень важную роль.
Военные подвиги крейсера были настолько значительны, что после «выхода на пенсию» в 1963 году он был превращен в корабль-музей и стал одной из самых посещаемых лондонских достопримечательностей.
Но как и все корабли-музеи, легендарный крейсер требует регулярного ремонта. Металл ржавеет и разрушается, нуждаются в заменах различные отслужившие свой век детали. Сейчас «Белфаст», которому уже более 70 лет, проходит через процедуру очередного обновления. Как рассказал корреспонденту «МК» директор музея Брад Кинг, несколько лет назад стало очевидно, что пришло время заменить обе мачты корабля. Работа эта дорогостоящая и требует крупных затрат – около миллиона фунтов стерлингов.
«Ремонт начали почти 3 года назад, но денег, выделяемых государством, оказалось в данном случае явно недостаточно, а тут еще кризис подоспел. Вот мы и обратились к частным спонсорам, - сказал Кинг. – Мне очень приятно, что на наш призыв откликнулось сразу несколько российских фирм, сотрудничающих с Великобританией. Благодаря их щедрым пожертвованиям (уже около 250 тысяч фунтов) работы удалось возобновить и мы надеемся, что к 65-й годовщине Победы крейсер снова будет выглядеть «как с иголочки». Директор не стал называть фирмы, помогающие музею, но сказал, что написал письмо российскому президенту и получил от Дмитрия Медведева очень теплый ответ со словами поддержки и поздравлениями.