На неделе было объявлено, что программа “Единой России” “Чистая вода” получила на этот год финансирование 5 миллиардов рублей. В связи с этим академики намерены обсудить эффективность фильтров, “украшенных” символикой “Единой России”, которые, как подразумевается их лоббистами, должны работать в рамках программы по всей России. Кстати, эти фильтры уже есть в свободной продаже. Торговцы охотно рассказывают о чудо-свойствах содержащихся там графенов и наночастиц. И это несмотря на то, что главным санитарным врачом запрещено использовать нанотехнологии в пищевой промышленности без особого разрешения.
— Фильтры Петрика были также испытаны Московским институтом экологии им. Сытина, — рассказал “МК” председатель комиссии РАН по борьбе со лженаукой Эдуард Кругляков. — Качество питьевой воды определяли с помощью маленьких рачков — дафний. Их запустили в обычную воду, и они там жили 96 часов. А когда эту воду пропустили через фильтры Петрика — они все подохли через 10—15 минут. Почему так произошло — неизвестно, опыт повторен пока не был. Может быть, виной всему грязный графит, может быть, какие-то уникальные наночастицы, присутствием которых в фильтре гордится изобретатель. Потому что наночастицы содержат в себе много тайн, они еще не изучены. Они могут вымываться из фильтра и попадать в воду, и неизвестно, как повлияют на здоровье. А может быть, просто произошло недоразумение. И все-таки я бы не советовал применять такие фильтры, пока мы их не изучим. Между тем мне известно, что их уже планируют ставить в школах в Новгородской области — в качестве пилотного проекта.
Исследовали фильтры и в Новосибирске. По словам Круглякова, хваленые Петриком наночастицы там пока не обнаружены. Оно, может быть, и к лучшему. Зато замечено, что для очистки воды используется очень грязный графит (органические и металлические примеси превышают 15%). Чистая вода после такого фильтра становится грязнее. А если вода грязная — то картридж засоряется, профильтровав всего 100—200 литров. Слишком дорогим получается удовольствие, ведь картридж стоит около 3 тысяч рублей (еще в 6 тысяч обойдется сам фильтр).
По мнению академика, не стоит тратить миллиарды на такую сомнительную чистоту воды. Кругляков убежден, что нужно идти по другому пути — менять старые ржавые трубы на новые пластиковые. Они служат почти вечно и стоят недорого. А до тех пор, пока водопровод не станет пластиковым, для фильтрации можно использовать… обычный чистый песок.
Другой академик, заведующий лабораторией сорбционных методов Института геохимии им. Вернадского Руслан Хамизов, не разделяет беспокойства своих коллег. “Пусть они спокойно изучают фильтр Петрика, никто пока не собирается внедрять его повсеместно. Я привлечен к проекту “Чистая вода” и знаю, как все будет происходить. На выделенные средства предстоит создать 10 экспертных лабораторий, где начнут изучать и сравнивать различные технологии очистки. Образцы очищенной воды будут зашифрованы, чтобы эксперты не знали, кто производитель. Разговоры о том, что еще до начала этой работы определился безоговорочный лидер, — это неправда. Фильтры Петрика будут участвовать в испытании наравне с остальными. Я, как руководитель одной из экспертных лабораторий, гарантирую, что Грызлов даже при желании не сможет ни на что повлиять”.